ОТЗЫВЫ И РЕЦЕНЗИИ

О спектакле  «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК»

 

«Цифровой мир еще не наступил. Но он активно наступает. Пандемия, которая на десятилетие накроет нашу планету, ускорит этот процесс  радикально. Особенно в области коммуникаций. Что отразится и на зрелищных видах искусства. К тому же новая реальность  будет создавать, да уже создает новые культурные, философские и религиозные  векторы. Создавая  виртуальную реальность в компьютере, художник ощущает себя творцом в более широком смысле, чем раньше.  Бумага требовала воображения читателя и писателя. Новый цифровой мир легко обманывает человеческие чувства и преподноситься зрителю уже готовым миром.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 3-680x383.jpg

Мир, созданный писателем рождался и существовал в головах, тогда как мир , созданный художником в компьютере становится , не просто более реалистичным , похожим на мир материальный , нет, он становится параллельным. Становится параллельным тому миру, в котором мы живем.  Ученые видят, что бит (самая маленькая частица цифрового мира) и квант (самая маленькая частица реального мира) ведут себя очень похоже. Они как братья близнецы  двух миров. Это усиливает у художника ощущение создателя. Но художник-компьютерщик, создавая компьютерный мир , наполняет его смыслами, присущими только цифровому миру, он не хочет отражать мир реальный, не хочет разбираться со смыслами и потребностями реального мира , он хочет создавать новые миры со своими законами и своими  смыслами. Хорошо это или плохо? Не вопрос. Это есть. Это будет. И чем дальше, тем глубже.  Зачем создавать компьютерных персонажей и выпускать их на сцену театра? Ну, во-первых, пройдет совсем не много времени и зритель будет не в состоянии отличить компьютерных персонажей от живых актеров . Зритель не сможет увидеть различий  между компьютерными декорациями и материальными. Но только компьютерные смогут обладать свойствами, которыми живые люди и железные конструкции обладать не смогут. Будущие компьютерные актеры смогут летать, исчезать, менять одежду и свой облик, смогут выражать эмоции с нечеловеческой  природой. ( Впрочем сами люди у нас на глазах эту природу уничтожают, превращаясь в трансгендеров ) Декорации могут иметь любые формы и меняться, согласно воле режиссёра, за доли секунды. Режиссеры смогут подбирать и конструировать любые образы. Выводить на сцену персонажей любой фактуры. Зачем это нужно? По видимому, такой же вопрос задавали люди театра с появлением кинематографа. Зачем нужно кино? Разве может оно заменить живых актеров? Кто будет смотреть одно и то же по десять раз? И т.д. И т.д.  Новый компьютерный театр не заменит старый. Просто родится новый жанр, как когда-то родился кинематограф.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 5-680x383.jpg

Все что написано выше, в полной мере относится к проекту Валерия Костина «Серебряный век»,  хотя этот спектакль еще  не фиксирует факт рождения нового жанра , это  даже не родовые  схватки и воды еще не отошли. Но факт зачатия, несомненно, можно зафиксировать . В проекте созданы десятки персонажей. Некоторые из них имеют сходство со своими прототипами иные сами по себе. Но это не портреты давно умерших людей. Это новые, рожденные цифрой герои цифрового  мира, они живут в нем и вспоминают перипетии своего земного существования.  А в цифре можно жить так, как хочется персонажу, и ему нет необходимости носить ту же одежду, и ту же прическу, что и при жизни. Они и лица свои надели только на время спектакля, чтобы зрители их узнали.  Спектакль не ставит своей целью показать нам мир таким , каким он был на самом деле, хотя все монологи и диалоги построены на обсуждении реальных событий, да и стихи – настоящие, написанные реальными, а не цифровыми поэтами. Нет, смысл спектакля выражен фразой героя спектакля «Создание собственной жизни, как художественного произведения — вот основа культуры. Основа нашей культуры! Нужно не писать, как живешь, а жить — как пишешь. Штопать из собственной жизни романы и поэмы в днях, а не в страницах». Я  полностью согласен с этим манифестом и за саму пьесу ставлю твердую пятерку

.Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 2-680x383.jpg

Если говорить о технической стороне вопроса, то к героям Валерия Костина есть вопросы. Это конечно не Голливуд, точнее, пока, не Голливуд. Но, созданные герои (предполагаю) в стесненных материальных условиях питерской студии, весьма реалистичны. Прекрасно выставлен свет. По настоящему театральному принципу. Рисующий. Правильный. Великолепно сделаны танцы. И черный фон вечности – к месту. А вот пластика движений в некоторых сценах хромает, в прямом смысле этого слова.

А что главное? А главное то, что через тридцать минут после начала спектакля я ощущал себя в театре. Я перестал чувствовать экраны. Я был не в кино, не на присмотре мультфильма. Я был в театре и видел актеров, их игру и эмоции». 

 

Алексей Плотников

 

 

 

ФЕСТИВАЛЬ 2021

Нельзя, утверждают литературоведы, говорить «полный аншлаг». Можно, конечно сказать, «полный …..»  Но тоже нельзя, а что делать, если  на фестивале было и то и другое. Поздравляю вас, господа! Фестиваль был потрясающим. Атмосфера, спектакли, природа, публика, все было в лучшем виде.»

Театральный фестиваль «Дом Довлатова». Успешно прошёл и закончился. Намоленое место объединило разных, но интересующихся людей. Театры были разные, спектакли разнообразные, но все любопытные. Думаю, никто не обидится, но фаворит всё-таки «Мастерская» с личным присутствием мэтра Георгия Козлова. Спасибо генератору фестиваля Валерию Костину.

Cегодня 23 августа в эфире Радио России
— в 20.10 слушайте в радиоканале «Ветер в окно» рассказ о фестивале «ДОМ ДОВЛАТОВА». Фестиваль проходит в Пушкинских горах рядом с домом, в котором и жил писатель, когда работал там экскурсоводом. Фестиваль — театральный, по произведениям как самого Сергея Довлатова, так и других петербургских писателей и поэтов. Интересны литературные параллели, которые проводят режиссеры и актеры. Впрочем, много и других событий: утром гости посещают Пушкинские места — Михайловское, Тригорское, Петровское, днем – творческие встречи, презентации книг, картин, проектов, ближе к вечеру – спектакли. Были и интереснейшие лекции с массой вопросов. И это все на прекрасной природе, обязательного купания в пушкинской Сороти, тайными заседаниями Общества трезвости)))…В общем, за четыре дня фестиваля — масса информации, впечатлений, знакомств, знаний…мыслей, наконец. Все – в радио программе и огромное спасибо организаторам: Валерию (Панфилову) Костину и его дочери Елене.
Слушать в прямом эфире можно на частоте УКВ 66,3 1МГц и по ссылке здесь: https://www.rtr.spb.ru/radio_ru/radio_on_ukv.html
(Это прямой эфир).
Ну, а если не успеваете послушать в прямом эфире, то в комментариях к этому посту во вторник — 24.08 выложу ссылку на программу уже в записи в архиве Радио России
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИРИНА ОЕРСКАЯ
В конце июля этого года в Пушкинских горах – в Псковской области – прекрасном поэтическом месте состоялся очередной фестиваль «Дом Довлатова». Напомню, что писатель Сергей Довлатов в конце 70-х работал в Пушгорах экскурсоводом… о чем, собственно, и написал впоследствии роман «Заповедник». Около Дома в котором он жил, работая в заповеднике, и проходит сам фестиваль. Фестиваль — театральный, по произведениям как самого Довлатова, так и других петербургских писателей и поэтов. Но… не только театральный: проводятся презентации разнообразных творческих проектов – художественных, литературных, музыкальных. О творческих встречах, которые состоялись в этом году я уже рассказывала (). А так как главный меценат и спонсор фестиваля – Алексей Власов — врач по образованию, то среди зрителей довольно много питерских медиков, которые (особенно в этом году) не остались без внимания. Во время фестиваля состоялась интереснейшая встреча с академиком Российской Академии Наук, директором НИИ эпидемиологии и иммунологии имени Пастера Арегом Тотоляном. Тема актуальной встречи со знаменитым иммунологом была «Прививаться или не прививаться? Собственно, на эту тему и вся первая часть сегодняшнего радиоканала «Ветер в окно». Почему и когда люди болеют после прививки, чем перепрививаться, что делать, если растут антитела…Ответы на эти и многие другие вопросы можно услышать в прямом эфире сегодня в 20.10. А для тех, кто не успеет подбежать или включить радиоприемник – завтра в течении дня появится запись беседы – ссылку на архив Радио России выложу в комментариях к этому анонсу.
Обратите внимание, что временно на период предвыборной агитации нас нельзя послушать онлайн на сайте (и в любых мобильных приложениях). Но в архив на сайт ссылки на передачи выкладывать будут в обычном режиме. А онлайн эфиры можно услышать только через приемники ГТС, УКВ ( 66,3 1МГц). Вернут онлайн трансляцию на сайте 20 сентября утром.
Возможно, это изображение (один или несколько человек)
 
 
 
 
 

РИА НОВОСТИ «Любимая, я в Пушкинских Горах»: нескучный отдых в российской глубинке

На фестиваль «Дом Довлатова» в Пушкинские Горы приезжают в основном петербуржцы

ЖУРНАЛ АВАНСЦЕНА О ФЕСТИВАЛЕ ДОВЛАТОВА

ТЕЛЕКАНАЛ РОССИЯ Дина Перевозчикова из Пушкинских Гор, где сейчас проходит фестиваль «Дом Довлатова»

ИРИНА ОЗЕРСКАЯ  РАДИО РОССИИ  О ДОВЛАТОВСКОМ ФЕСТИВАЛЕ

АСЯ ШИРШИНА

Это не фестиваль в привычном смысле этого слова. Это такой… актерский турслет. Организаторы сами говорили, что они проводят этот фестиваль для актеров, чтобы они приехали, подышали воздухом, отдохнули и сыграли спектакли. Такое мероприятие в радость творчества. Я никогда не была в Пушкинских Горах. Здорово, что мы поехали с Екатериной Валерьевной Ханжаровой – она нам проводила экскурсии, все показывала. Мы купались вреке, ходили по Михайловскому, поднимались на Савкину горку, бродили по лесу. Столкновение с живой природой было одним из самых сильных впечатлений за поездку. Для меня было большим удивлением увидеть дом Довлатова, комнату, где он жил – сразу вспоминается «Заповедник», который ты воспринимал как литературу, а тут он на твоих глазах оживает. Сыграть спектакль на этом фестивале – это как съездить в гости к Сергею Донатовичу и почитать ему стихи. Для меня эта поездка была большим подарком. Спектакль случился на выезде – все было не зря

 За три недели до фестиваля мы получили приглашение. Вот так, неожиданно: «А не хотите ли вы приехать?».  Наш театр был уже в отпуске, но мы собрались и поехали. Нас сразу предупредили, что играть предстоит на улице, в шатре, и, если пойдет дождь и будет бить по водоотталкивающей ткани, то зрители актёров не услышат. Я не хотела играть с микрофоном, но, когда стало понятно, что собирается дождь, сказала: «Ладно, я буду прыгать через шнур как заяц, но это лучше, чем если меня не будет слышно». Мы настроили звук, я пошла переодеваться, и в этот момент началась гроза, и во всей деревне вырубился свет. Ни микрофона, ни света у нас не будет. Ко мне подошла маленькая худенькая девочка-организатор, и сказала: «Конечно, можно дать отмену, но можно и подумать». Потом ко мне подошёл Андрюша Левченко, который ездил в Пушгоры в качестве администратора, и сказал: «Ты знаешь, я так мечтал сказать фразу: «Вы не поверите, но к вам приехал Театр Дождей». И тут меня отщелкивает, и я говорю: «Андрюша, ты её скажешь. Иди говори». И я пошла работать без света, без звука, на таланте. Народ в зале валился от смеха на моменте «Не расходитесь! Здесь вы сидите в тепле. Здесь светло и тепло. И уютно. А на улице холод, и ветер, и дождь. Черт знает, что творится на улице«. Потому что вокруг шатра в это время была гроза, ураган, не просто чёрт знает что, а три раза по чёрт знает что. А потом было очень классно на «Волшебной скрипке» Николая Гумилёва: «Духи ада любят слушать эти царственные звуки», и я вижу уже: молния бьёт, и выжидаю с открытой рукой, потому что знаю: сейчас будет гром. Грохотнуло, и я дальше пошла: «Бродят бешеные волки по дороге скрипачей». И на «Двенадцати» было здорово:

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!

Дорогие Организаторы и Зрители театрального фестиваля
«Дом Довлатова в Пушкинских Горах» @pushkinogorye
Мы очень рады, что побывали у вас в гостях!

Спасибо вам за то, что смеялись и плакали на нашем спектакле, за ваши прекрасные умные лица.
Спасибо, что поднялись в финале, за ваши овации.

Мы счастливы, что смогли подарить вам что-то настоящее.

До новых встреч!

Жанна сегодня, 17 июля, на фестивале в Пушкинских Горах.
У нас всё готово. Спектакль в 19.

Небольшой фотоотчёт с выездного показа ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЧЕРТОВНИ на фестивале «Дом Довлатова в Пушкинских горах». Публика приняла актрису Асю Ширшину на ура — как и постоянная публика ЦЕХЪ театра.