Николай Анастасьев о знакомстве с Довлатовым

Николай Анастасьев о знакомстве с Довлатовым

«Мы встретились в Нью-Йорке году, кажется, в восемьдесят девятом. Впрочем, эпистолярное знакомство произошло несколько раньше. Журнал «Иностранная литература», где я тогда работал, разослал анкету русским писателям-эмигрантам третьей волны».

Анастасьев был впечатлён довлатовской интонацией в этой анкете, но при этом была задет бюрократическим тоном записки, приложенной к рукописи на публикацию. Это обозначило некоторую дистанцию, и когда Анастасьев приехал в Нью-Йорк с несколькими копиями журнала для передачи авторам, к Довлатову изначально он не собирался заходить. Однако обстоятельства сложились по-другому, и Анастасьев всё-таки зашёл к Довлатову в гости. Но беседа за столом не складывалась.

«Пора было уходить. Но тут обнаружился конфуз. Еще в самом начале вечера такса по кличке Яша, отлаяв положенное, утихла и на всем протяжении вяло протекавшего разговора копошилась у меня под ногами. Как выяснилось, Яшке понравились мои брюки — штанину он сжевал чуть не по колено. Вид у меня был, надо думать, совершенно идиотский, и все расхохотались. А Сережа, напротив, страшно смутился и живо, насколько это позволяла его мощная комплекция, а с другой стороны, размеры кухоньки, двинулся к двери: «Сейчас схожу в магазин за брюками». Позы в этом не было никакой — Сергей всерьез собирался компенсировать ущерб, благо даже в этой сонной части Нью-Йорка есть ночная торговля.

Благодаря этому забавному, совершенно в стиле инженера Щукина, эпизоду натянутость пропала, застолье началось как бы заново, и Сережа обнаружил себя во всем своем неотразимом обаянии. Потом последовали другие встречи, к сожалению, немногочисленные, и письма.

Друзьями мы не сделались, не стали, пожалуй, и приятелями, даже на «ты» не перешли, хоть и почти ровесники. Вообще, как мне кажется, Довлатов, в отличие от своего двойника, известного по книгам, совсем не легко сходился с людьми, строго удерживая дистанцию, что обозначалось в том, первом полученном мною письме. А уж фамильярность была ему вовсе чужда, напротив, во всей повадке ощущалась изысканная, чуть старомодная церемонность традиционного петербургского лада. Даже к сыну моему, которому было тринадцать лет, когда я познакомил его с Сережей, он неизменно обращался на «вы» и включал в общий разговор на равных. Может быть, именно эта органическая воспитанность и внутреннее благородство всегда удерживали Довлатова в стороне от всякого рода, как сейчас говорят, тусовок, которых в эмигрантской среде хватает. Ни к какой «партии» он не принадлежал.

…Да, дружба не завязалась, но некоторая взаимная приязнь, смею надеяться, возникла. Откуда она происходила с моей стороны, понятно всякому, кто Сергея и в глаза не видел. Достаточно прочитать его книги. Ведь пусть и сохраняется немалое расстояние между Довлатовым — сочинителем книг и Довлатовым — их же, этих книг, персонажем, отблеск личности сохраняется»

Вспомним Довлатова с 13 по 16 июля на фестивале «Дом Довлатова в Пушкинских горах».
 

Чеклист что взять с собой на фестиваль

 Наушники

Чтобы послушать наш аудиоспектакль, обязательно возьмите наушники! Без них вы рискуете пропустить целый блок программы, что может быть чрезвычайно обидно.

🔹 Зонтик и дождевик

Прогноз погоды не всегда радует солнечными днями, поэтому нужно быть готовым к любым условиям – обязательно возьмите зонтик или дождевик для большего удобства.

🔹 Солнцезащитный крем

Так как фестиваль проходит на улице, несмотря на наличие навеса над сценой, укрыться от солнца получится не везде. Получить солнечный ожог далеко не приятно, поэтому не забудьте позаботиться о своей коже.

🔹 Средство от комаров и клещей

По вечерам вы рискуете быть съеденными полчищами насекомых, поэтому обязательно захватите с собой средство от комаров. Клещи в Псковской области тоже очень активны, так что средство для защиты здесь не помешает.

🔹 Бутылка с водой

Проще захватить с собой многоразовую бутылку, которую можно наполнять водой в любом удобном вам месте, чем покупать каждый раз что-нибудь попить в новой бутылке – сэкономите и деньги, и об окружающей среде позаботитесь.

🔹 Фотоаппарат

На фестивале всегда происходит много интересного, и часто эти моменты хочется запечатлеть. Фотоаппарат точно не будет лишним – вы сможете сохранить воспоминания о поездке и поделиться ими с другими людьми.

🔹 Тёплая и лёгкая одежда

Даже если днём будет жарко, к вечеру может значительно похолодать, поэтому стоит не забыть взять с собой кофту или куртку, чтобы не замёрзнуть. Обязательно проверьте прогноз погоды перед поездкой и подумайте о выборе одежды.

🔹 Удобная обувь

В Пушкинских горах часто приходится много ходить – мозоли точно не способствуют приятным прогулкам, поэтому возьмите вашу самую удобную обувь, чтобы получать только удовольствие от длинных прогулок.

🔹 Пауэрбанк для телефона

Если вы планируете целыми днями гулять, то обязательно возьмите с собой портативное зарядное устройство. Так вы не останетесь внезапно с разряженным телефоном посредине дня, что может сильно затруднить ваши передвижения по Пушкинским горам.

🔹 Хорошее настроение

Это неотъемлемая часть поездки на фестиваль! Не забудьте про хорошее настроение, чтобы воспринимать всё без негатива, даже если что-то вдруг пойдёт не так, как вам хотелось.

Погрузимся в атмосферу творчества и искусства с 13 по 16 июля на фестивале «Дом Довлатова в Пушкинских горах».
 
 

Что такое сайт-специфик аудиоспектакль?

Раньше на фестивале по утрам были экскурсии по местам Пушкинского заповедника, но в этом году мы предлагаем нашим гостям несколько другой формат исследования Пушгор – сайт-специфик аудиоспектакль. Что же это?

Это спектакль, который происходит не на обычной сцене, а прямо на улице, и в распоряжении зрителей есть только аудизоапись в наушниках и природа вокруг.
Зрители идут одним и тем же путём с героями спектакля, перемещаясь из одного места в другое. Герои спектакля – актёры, но актёры записали свои голоса и эмоции, и зрители идут смотреть то, что происходит у них сейчас в наушниках. То есть у героев что-то происходит, а зрители слушают и смотрят на это в жизни.

Действие охватывает несколько мест Пушкинских гор. Спектакль начинается с того, что на автобусную остановку приезжает Довлатов – и зрители находятся там же на автобусной остановке. Потом они, естественно, идут в ресторан «Лукоморье». Далее все отправляются на турбазу, с турбазы к домику Довлатова, где Довлатов с удивлением узнаёт, что это музей Довлатова. И, конечно, дальше они переходят в Бугрово и из Бугрово идут в Михайловское, на Савкину горку, и так далее, и так далее. То есть получается и спектакль, и экскурсия в одном флаконе.

И здесь наша идея о том, что декорациями фестиваля выступают псковские дали, реализуется фактически – у нас нет бутафории, сделанной специально для этого спектакля, нет декораций и нет художника, который бы придумывал, что поместить на сцену. Сценой является само место, по которому идут и зрители, и герои. Получается эффект и визуальный, как в обычном театре, и слуховой. Такое совмещение помогает полностью погрузиться в атмосферу и слиться с героями. Самое интересное, что зрителю предоставляется свобода воображения – каждый в этом спектакле видит что-то своё, основываясь на том, что слышит. То есть у зрителей могут возникнуть совершенно разные образы героев перед глазами, что может стать интересной темой для совместного обсуждения после спектакля.

Откроем для себя новый формат театра с 13 по 16 июля на фестивале «Дом Довлатова в Пушкинских горах».
 

 

 Фестиваль «Дом Довлатова в Пушкинских горах»

Дорогие друзья, хотим пригласить вас на ежегодный ДЕСЯТЫЙ фестиваль «Дом Довлатова в Пушкинских горах», который пройдет на территории дома-музея Довлатова, в Деревне Березино, в Пушкинском Заповеднике. С каждым годом мы расширяемся. В 2019 году мы построили большую летнюю сцену и зрительный зал. За все девять лет фестиваля мы приняли тысячи гостей, десятки театральных коллективов. Но мы не останавливаемся и хотим сделать нынешний фестиваль еще лучше, насыщеннее. . Также будет осуществлен спектакль-экскурсия по довлатовским местам заповедника . Мы ждем каждого. Приезжайте, друзья! 11-14 июля!
Уважаемые гости, обратите внимание, что в это время в Пушкинских горах существуют большие проблемы с расселением. Вы можете самостоятельно найти места в гостиницах или гостевых домах, или мы можем включить вас в нашу бронь. Кроме этого, если безлошадных участников фестиваля наберется много, мы закажем автобус из Петербурга . Присылайте заявки на транспорт. Как всегда, будет билет «вездеход» с правом посещения всех спектаклей, творческих встреч и ночных алко-шашлычных мероприятий, стоимость которого 3900 на четыре дня . В ближайшее время можно будет приобрести. Справки по телефону 8 921 894 79 36, Валерий.
 
 
Когда мы думаем о знаменитых писателях, в голове часто возникает какой-то высокий образ глубоко интеллигентного человека, который всю жизнь только и делал, что писал хорошие книжки и вёл самый что ни на есть приличный образ жизни. Во-первых, всё вышесказанное крайне часто оказывается лишь обманчивым впечатлением, и биографии разных писателей рассказывают нам порой самые неожиданные вещи о знаменитых авторах. А во-вторых, всё это, конечно же, не касается жизни Довлатова. Как писал он сам: «Я совершил десятки поступков, уголовно наказуемых и оставшихся безнаказанными».

Довлатов вылетел со второго курса филфака за неуспеваемость, был женат три раза, и только два из них официально, много пил, да и вообще, кажется, приличным образом жизни не был известен. Про отчисление из университета и жизнь после службы в армии Довлатов писал: «Друзья кончали университет, серьезно занимались филологией. Подхваченные теплым ветром начала шестидесятых годов, они интеллектуально расцвели. А я безнадежно отстал».

Полноценную писательскую жизнь начал поздно, потому что никто при советской власти не хотел его публиковать. Зато при переезде в Америку он обрёл небывалый успех и получил признание публики. За время жизни в эмиграции Довлатов успел издать 12 книг в Америке и Европе. А вот в СССР он был известен только по самиздату. При этом, когда книги Довлатова наконец увидели свет на родине, его тексты разошлись на цитаты и анекдоты, что не может не говорить о том, насколько произведения Довлатова полюбились людям.

Приехав в Пушкинские горы, вам неоднократно вспомнятся следующие слова:

«- Мне хочется спросить — это дали ?
— В общем-то, дали, — говорю.
— Типично псковские ?
— Не без этого».

Купить вездеход на фестиваль «Дом Довлатова в Пушкинских Горах»: https://pshgr.radario.ru/events/1885482/tickets
 

Должно ли искусство расти из высокого и прекрасного? И что мы можем назвать искусством?

По представлению прошлых веков, искусство должно быть чем-то возвышенным и прекрасным, и должно подавать пример и наставлять человека на праведный путь. Не исключено, что и сейчас многие люди согласятся с этим утверждением, но всё же давайте зададимся вопросом – а из чего рождается искусство?

Что движет художниками, писателями, музыкантами при создании своих произведений? Неужели им правда нечего делать, кроме того, как изображать в своих творениях какой-то идеальный образ, который люди могли бы брать за пример? Разве творцы всегда берут идеи для своих произведений из каких-то возвышенных материй, и разве они всегда стремятся к тому, чтобы их произведения были идеальными?

Рассуждая над этими вопросами, вспоминается известное многим стихотворение Ахматовой:

«Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне».

Стихотворения могут расти из сора, и они совершенно этого не стыдятся. И при этом они же всё равно остаются искусством, хоть и выросли непонятно из чего! Эти стиховторения также остаются прекрасными, несмотря на то, что они не повествуют о чём-то сверхвозвышенном. Вся наша жизнь может быть искусством. Максим Горький говорил: «Человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту».

Прекрасное может родиться из самых простых, на первый взгляд, вещей, будь то солнечные зайчики, прыгающие по стенам, или одуванчик, упрямо растущий в самом неожиданном и непригодном для него месте. Во всём можно найти что-то, что заставит нас остановиться и уделить хотя бы несколько моментов мыслям о прекрасном.

Французский жонглер нового цирка Жером Тома жонглирует пакетиками: https://yandex.ru/video/touch/preview/432522183410178..

А в каких вещах вы видите искусство в повседневной жизни?

Группа фестиваля «Дом Довлатова в Пушкинских горах»: https://vk.com/domdovlatova
 

Чем нас привлекают произведения Довлатова?

Довлатов брал материалы для своих произведений из окружающего его мира, и в его текстах мы находим и пьяниц, и простой быт, и ежедневные вопросы, которые могут волновать кого угодно – где бы денег до зарплаты взять, да с кем бы выпить водки. Довлатовские образы кажутся нам привычными, ведь они и взяты из знакомой нам бытовой жизни.

Язык Довлатова тоже очень простой, он понятен каждому – высокие и вычурные выражения это точно не про Довлатова и его тексты. Его юмор также цепляет не только старшее поколение, но и младшее. Помимо этого, вы вряд ли найдёте какую-то высокую мораль, прячущуюся между довлатовских строчек, и тем оно приятнее – гораздо легче читать текст, который не пытается быть назидательным и поучающим.

В искусстве прошлых веков неприятный образ, изображённый где бы то ни было, чаще всего служил поучительным примером о том, каким человеком не хорошо быть, и обычно этот образ так или иначе высмеивался автором. Но Довлатов предпочитает не разделять своих героев на положительных и отрицательных – он просто показывает их такими, какие они есть. Так он указывает читателю на реальность, и берёт на себя роль простого рассказчика, а не духовного пастора, воспитывающего народ. Довлатовская непредвзятость окутывает нас, и вот мы без всяких предрассудков с удовольствием читает тот же «Заповедник», где главный досуг половины героев – это распитие водки или чего похуже.

Довлатову всё равно удаётся вложить некий урок в свои произведения – главное любить людей, какими бы они не были, ведь даже в соседе-пьянице может найтись какое-то очарование: «Действительно, было в Михал Иваныче что-то аристократическое. Пустые бутылки он не сдавал, выбрасывал»

Группа фестиваля «Дом Довлатова в Пушкинских горах»: https://vk.com/domdovlatova
 
 

Где можно жить в Пушгорах, кроме турбазы и отеля «Арина Р»

В Пушгорах можно найти много разных гостевых домов, но на фестивальные даты остаётся уже не так много возможностей для бронирования, так что, если вы планируете приезжать в этом году на фестиваль, с выбором жилья лучше поторопиться.

Для многих объявлений нужно отдельно уточнять у арендодателя, свободна ли квартира в выбранные даты. Плюс июль в Заповеднике – туристический сезон, так что тоже советуем не медлить с бронированием.

Варианты гостевых домиков в окрестностях Пушкинских гор:

Поместье «Загосье»: https://zagosie.com/
От 5000 за сутки. Будьте внимательны, осталось мало мест на фестивальные даты. Удобнее добираться, если вы приехали на своём транспорте, так как поместье находится примерно в 10 километрах от фестивальной площадки.

Домик «Наедине с природой»: https://ostrovok.ru/hotel/russia/pushkinskie_gori/mid..
От 3700 за сутки. Находится в 4-х километрах от дома-музея, можно устраивать приятные пешие прогулки до фестиваля каждый день

Гостевой дом «Три богатыря»: https://ostrovok.ru/hotel/russia/pushkinskie_gori/mid..
От 6000 за сутки. Находится совсем недалеко от Успенского Монастыря в Пушкинских горах, до фестиваля можно добраться как пешком, так и на машине.

Варианты квартир в посёлке Пушкинские горы:

https://www.avito.ru/pushkinskie_gory/kvartiry/2-k._k..
2-х комнатная квартира, 4000 за сутки, может въехать до 5 гостей. Находится в 2-х километрах от дома-музея. Возможно онлайн-бронирование.

https://www.avito.ru/pushkinskie_gory/kvartiry/2-k._k..
2-х комнатная квартира 5000 за сутки, может въехать до 6 гостей. Находится в 3-х километрах от дома-музея Возможно онлайн-бронирование.

https://www.avito.ru/pushkinskie_gory/kvartiry/2-k._k..
2-х комнатная квартира, 2600 за сутки, может въехать до 6 гостей. Находится в 2-х километрах от дома-музея. Возможно онлайн-бронирование.

https://www.avito.ru/pushkinskie_gory/kvartiry/1-k._k..
1-комнатная квартира, 1800 за сутки. Находится в 2-х километрах от дома-музея.
Возможность бронирования на фестивальные даты необходимо уточнить у арендодателя.
При бронировании жилья обращайте внимания на расстояние до фестивальной площадки – от посёлка Пушкинские горы до дома-музея Довлатова можно дойти пешком, если получасовые пешие прогулки вам не в тягость. До более отдалённых вариантов жилья, конечно же, будет удобнее добираться на машине.

Купить вездеход на фестиваль «Дом Довлатова в Пушкинских Горах»: https://pshgr.radario.ru/events/1885482/tickets
 
 

Пушкинские горы – это маленький островок спокойного счастья.

Ходишь, гуляешь себе по псковским далям, рассматриваешь милые деревянные домики, наслаждаешься природой, внезапно забываешь про все свои заботы, и вот ты снова как будто в детстве.

Приезжаешь к бабушке в деревне летом – полной грудью вдыхаешь свежий воздух и радостно жмуришься яркому солнцу. На душе покой и благодать. Родители остались в городе и им до тебя нет никакого дела, ты волен делать всё что угодно. А тут как раз и деревенские друзья зовут тебя кататься на великах и на речке купаться. Жизнь прекрасна, а дни твои беззаботны.

И лёгкость, с которой ты просыпался у бабушки в её деревенском домике, внезапно посещает тебя среди бескрайних зелёных полей. Где-то там стоит Савкина горка, журчит река, старая мельница безмолвно смотрит вдаль. До тебя доносится шум голосов и музыка – в маленьком закуточке деревни идёт фестиваль. И жить снова хорошо и радостно.
Вечером выбираешься на Савкину горку и провожаешь закат. Всё вокруг окрашивается в розовые цвета, наступает прохлада. Домой идёшь в сумерках, слушая таинственный гам сверчков и лягушек. Находишься в молчаливых раздумьях – хотя какие раздумья могут посещать твою голову, когда на душе такое умиротворение?

Завтра – новый день. Может повезёт купить вкусные ягоды у случайной бабушки, продающей их на дороге. А может попадётся особенно красивый кот, которого непременно захочется сфотографировать и потом показывать всем своим друзьям и родственниками. Может быть незнакомец улыбнётся и пожелает хорошего дня. А в конце концов – какая разница, что там завтра, если ты в Пушкинских горах.

Группа фестиваля «Дом Довлатова в Пушкинских горах»: https://vk.com/domdovlatova
 
 
В театре можно прожить маленькую жизнь

 

Когда смотришь спектакль, часто с головой погружаешься в происходящее на сцене, и ты некоторое время существуешь как будто в совсем другой реальности. Ты проживаешь эмоции персонажей вместе с ними, ты плачешь и смеёшься тоже вместе с ними. Порой спектакль помогает взглянуть на свою жизнь по-иному, внезапно находятся ответы на внутренние вопросы, мучившие тебя долгое время. В конце концов, в театре ты можешь отдохнуть и насладиться хорошим спектаклем.
Театральное представление всегда может по-разному отозваться в сердцах людей. Кому-то откликнется игра героев, кто-то будет в восторге от режиссёрских решений, а кто-то будет ещё долго рассказывать о гениальных декорациях. Каждый всегда найдёт в театре что-то для себя.
А как может ощущаться спектакль со стороны актёра? Поиск неочевидных деталей, которые могут помочь хорошо сыграть свою роль, проживание жизни персонажа, даже погружение в эту жизнь с головой, и как будто наступает маленькая смерть самой личности актёра под личиной героя. Всё это делает актёрское ремесло поистине загадочным, и как будто сакральным процессом.

Что вы больше всего любите в театре?

Группа фестиваля «Дом Довлатова в Пушкинских горах»: https://vk.com/domdovlatova
 
 

Дачная культура в России

Дача — слово любимое и укорененное в нашей повседневной жизни, как правило, связанное с привычными сезонными хлопотами — «выехать на дачу», «построить дачу», «снять дачу». Мы даже не задумываемся о том, что привычное нам слово «дача» непереводимо на другие языки, и что оно отражает своеобразный феномен отечественной культуры.

В XIX-м веке нередко строились в дачных местах зрелищные сооружения, особенно вблизи железнодорожных станций. Работали буфеты и рестораны, играл оркестр, а между красивых и ухоженных клумб прогуливалась дачная публика. Во многих дачных поселках работали театры, в которых часто гастролировали лучшие московские и петербургские труппы или группы известных актеров.

Хороша и колоритна была дачная жизнь. С домашними театрами, с вечерними гуляниями по аллеям парка, дачными романами, с рыбной ловлей, купаниями, самоварами, пирогами и парным молоком. Большинство тех дач сгорело и рассыпалось, как и угас теплившийся в них быт. Но кое-что чудом уцелело в некоторых посёлках, особенно в Московской области, можно ещё набрести на трогательные покосившиеся памятники дачной культуры позапрошлого века.

В XX-м же веке дачная культура получила новый виток, и в окрестностях Москвы можно было найти посёлки с дачами, где проживали многие знаменитые деятели искусств – Переделкино, Малаховка, Валентиновка и некоторые другие. Культурная жизнь в них цвела, писатели, композиторы и актёры общались между собой и ходили друг к другу в гости. Очарователен и уютен был этот отдельный творческий дачный мир.

Дачные традиции в нашей стране живучи, их не могут изменить ни революции, ни войны, ни перестройки и другие социальные катаклизмы. Слишком сильна магия дачной жизни с ее близостью к миру природы, простыми домашними радостями, лесными походами, чаепитиями на веранде и вечерним разговором «по душам».

«Со двора звонко и весело раздавалось кудахтанье кур. В доме еще стояла тишина светлого летнего утра. Гостиная соединялась со столовой аркой, а к столовой примыкала еще небольшая комната, вся наполненная пальмами и олеандрами в кадках и ярко озаренная янтарным солнечным светом. Канарейка возилась там в покачивающейся клетке, и слышно было, как иногда сыпались, четко падали на пол зерна семени». Иван Бунин, «На даче»

Группа фестиваля «Дом Довлатова в Пушкинских горах»: https://vk.com/domdovlatova

Живопись периода оттепели

Для художников следствием разоблачения культа личности стала возможность легально заниматься чем-то еще, кроме генеральной линии Академии художеств – сталинского соцреализма. Жанровая свобода и свобода от партийного заказа бурлила первые несколько лет оттепели почти официально, вплоть до 1 декабря 1962 года.

Первым из важных событий оттепели, открывшее русским гражданам мир актуального западного искусства, стала выставка живописи Пабло Пикассо в 1956 году. Тогда большинство зрителей так или иначе испытали культурный шок: слишком не похоже было творчество Пикассо на то, что приходилось видеть раньше не только обычному советскому экскурсанту, но и рядовому советскому художнику.

Сталинское искусство казалось огромным замерзшим монолитом. И неожиданно этот монолит подвергся оттепельному таянию и стал распадаться. Первая свобода, которая появилась у художников, — свобода поиска художественных ориентиров. Поиски шли в двух направлениях.

Первое направление — полуофициальный авангард, экстерном переосмысляющий наследие российских модернистов и авангардистов начала XX века. Второе направление — новый реализм, преодолевший агитационно-пропагандистское наследие все того же соцреализма — так называемый «суровый стиль», который после 1962 года остался едва ли не единственной легальной формой живописи.

В России всё время происходило так, что стране приходилось «догонять» культурный прогресс остального мира. Та же история происходит в шестидесятые. Догонять приходится, например, абстрактный экспрессионизм. То, что было в американской и во французской послевоенной абстракции, даже в раннем поп-арте, — все воспроизводится в одном флаконе. Не как последовательные этапы, а как что-то одновременное и сосуществующее вместе.

В связи с этим дружеские кружки, образовывавшиеся в пространстве неофициального искусства, не назывались школами. Все ощущали себя равными, и все современное искусство, в котором ни у кого не было опыта, осваивали вместе: абстракция, сюрреализм, экспрессионизм — всё вперемешку.

Единственной настоящей школой в этом кругу была студия яркого педагога Элия Белютина, который учил абстракции и призывал к спонтанности и раскрепощению руки. Характерно, что Белютин не противопоставлял свои творческие идеи и партийную идеологию — он даже придумал термин «коммунистический реализм» и предлагал заменить им реализм социалистический.

Но художественная свобода оттепели закончилась резко — в декабре 1962 года, когда генсек Никита Хрущев отправился в Манеж на выставку к 30-летию Московского союза художников. Помимо соцреалистов, он увидел там и новый советский модернизм — и пришел в бешенство. После этого началось закручивание гаек по всем художественным фронтам. Иллюзия, что в Советском Союзе искусство может быть одновременно и независимым, и публичным, умерла.

Группа фестиваля «Дом Довлатова в Пушкинских горах»: https://vk.com/domdovlatova

 

История домика Довлатова

Как это многим известно, дом-музей Довлатова официально открылся в 70-летнюю годовщину писателя в 2011 году. Но до официального открытия музея домик не пустовал – в нём жила Вера Холизева, предыдущая хозяйка. Однако со временем ей стало трудно ухаживать за разваливающимся домом и она решила его продать. Юрий Волкотруб, Анатолий Секерин, Игорь Гаврюшкин и Алексей Власов выкупили у Веры Сергеевны разваливающийся дом и дали ему новую жизнь. Дом отреставрировали, сохранив при этом его очаровательную «развалюшность», сделали экспозицию, и открыли музей, на территории которого теперь ежегодно проходит фестиваль. Но как же жил этот домик до открытия музея?

Из повести «Заповедник» мы знаем, что домик принадлежал Михал Ивановичу Сорокину – его прототип в реальной жизни звали Иван Фёдорович Фёдоров. Сама же Вера Сергеевна когда-то снимала этот дом для летнего отдыха.

– О том, что это тот самый дом, мы узнали на второй год после того, как сняли его, – рассказывает Вера Сергеевна. – Однажды с дочерью вернулись из леса и ужинали вместе с хозяйкой Евдокией только что собранными грибами под водочку. Дочь и говорит: «Очень уж хорошо тут пьется. Не бывал ли здесь писатель Сергей Довлатов?». «Сережка-то? Да он здесь жил!». Оказалось, что наша хозяйка – сестра того самого Михал Иваныча Сорокина. Со временем мы купили дом у его вдовы Елизаветы – Лизки из «Заповедника».

Спустя некоторое время дом стал местом паломничества для любителей творчества Довлатова – несмотря на отсутствие указателя, туристам всё равно удавалось найти дорогу к домику. Вера Сергеевна даже завела тетрадь, в которой посетители могли оставить памятные записки – своеобразная книга отзывов.

Вера Сергеевна бережно сохранила довлатовскую атмосферу в домике. Она охотно принимала у себя гостей, рассказывала истории о том, как находила некоторые вещицы, оставшиеся от Довлатова: «Я нашла на огороде осколок зеркала, я его принесла, мне Евдокия говорит: «Так это, Серёжка брился, глядя в этот осколок». Я тогда водрузила этот осколок на окошко. Я, конечно, не бреюсь, но пытаюсь какой-то марафет наводить».

Так домик жил своей жизнью, храня воспоминания о Довлатове. Теперь же каждый желающий может прикоснуться к кусочку биографии Сергея Донатовича, посетив дом-музей в деревне Березино.

Очаровательное видео с архивными кадрами: https://www.youtube.com/watch?v=2wY—BCTS-w

Группа фестиваля «Дом Довлатова в Пушкинских горах»: https://vk.com/domdovlatova

Неофициальная советская культура

«Вторая культура», «андеграунд», «неподцензурная культура» – всё это лишь некоторые названия неофициальной культуры позднесоветского времени. «Оттепельный» поэтический бум приводит не только к появлению эстрадных поэтов-«звезд», но и к возникновению множества литературных кружков — преимущественно в Москве и Ленинграде. Участники этих объединений не имеют доступа в подцензурную печать, а зачастую и не стремятся туда попасть — их произведения распространяются в сам-, а позже в тамиздате. Так по сути, возникает второй литературный процесс, параллельный официальному.

Культура неофициальной литературы достаточно широка, ведь мы говорим не только о перепечатанных неподцензурных изданиях, как зарубежных, так и отечественных, но и о произведениях, написанных авторами непосредственно в контексте этой второй культуры – Виктор Кривулин, Дмитрий Пригов, Алексей Хвостенко, Елена Шварц и многие другие.

Несмотря на всю свою очевидную однородность с официальной точки зрения, неофициальная культура с самого зарождения была невероятно разнообразна, плюралистична. Отчасти это объясняется самой природой явления – стремление к невидимости, независимости, ориентированность на узкий круг и даже своеобразная сакрализация – всё это имело тенденцию порождать децентрализацию, множество центров. Более того, этика неофициальной культуры – особенно упор на индивидуальной свободе выражения – почти неизбежно ведёт к многообразию голосов.

Среда неофициальной литературы была крайне герметичным сообществом. Многое в текстах неофициальных авторов остается недосказанным: недоговоренность – распространенный риторический прием, вызванный к жизни замкнутостью литературного круга и КГБ-фобией.

С современной точки зрения нам может показаться, что неофициальная литература должна быть непременно связана с политическим сопротивлением советской власти. Это кажется бесспорным и очевидным фактом: представители неофициальной среды не принимали советскую идеологию и государственность. Между тем, такая установка далеко не всегда вела к политизации литературы. Многие неофициальные авторы не связывали свои литературные занятия с политикой и были изолированы от диссидентской среды.

Таким образом, неофициальная культура существовала параллельно с официальной – у неё было множество форм и направлений, она могла быть политизированной и наоборот, аполитичной. Вторая культура оставалась достаточно закрытой от внешнего мира, что отразилось и в текстах неофициальных авторов.

Группа фестиваля «Дом Довлатова в Пушкинских горах»: https://vk.com/domdovlatova

 

Официальное открытие фестиваля

У нас есть парадокс – открытие фестиваля проходит только на второй день фестивальной программы. Абсурд? Абсурд. Но это вызвано традицией, потому что четверг ещё рабочий день, люди приехали поздно, не все ещё даже доехали до фестивальной площадки. Так было раньше. Сейчас в первый день доезжают почти все, в четверг зрительный зал заполнен полностью и, в принципе, открытие можно переносить и на четверг. Но традиция есть традиция, поэтому официальное открытие проходит именно в пятницу. Открывает наш фестиваль, как всегда, по традиции, Алексей Власов.

Алексей Власов – знаковая фигура для фестиваля. Это меценат, причём в истинном смысле этого слова – де-юро и де-факто. Что касается аспекта де-факто, Алексей платит свои деньги и обеспечивал проведение фестиваля все эти годы. На него также легла большая часть затрат, связанных с покупкой и реставрацией домика Довлатов. Что касается фестиваля, то финансирование в чистом виде все эти годы исходило именно от Алексея Власова. Некоторые финансируют с какими-то особенным целями – их называют спонсорами, потому что они хотят получить с этого определённые дивиденты: пиар-компанию или репутацию, показывающую, что они поддерживают культурные проекты. Но нет, Алексей делает это исключительно из зова собственного сердца, не получает с этого никаких дивидендов. Что же касается аспекта де-юро, несколько лет назад Алексей Власов получил официальную грамоту от Владимира Мединского о том, что он является меценатом министерства культуры. То есть де-юро он является меценатом. Поэтому именно он открывал фестиваль.

Кроме всего прочего, Власов не только является меценатом этого фестиваля, но ещё и вырабатывает некоторые идеологические тренды этого фестиваля: влияет на программу этого фестиваля, в хорошем смысле этого слова. Здесь нет никакого диктата, и мы как организаторы этого фестиваля можем с ним согласиться, а можем не согласиться. Вообще это дружная единая компания, которая состоит не просто из финансиста и организаторов. Нет, мы команда. У нас бывают какие-то разного рода направления мысли, мы вырабатываем некоторые позиции и живём очень комфортно, без каких-либо серьёзных разногласий по самому проведению фестиваля. То есть он не просто меценат, не просто финансист – это человек, который является членом большой команды организаторов этого фестиваля.

В этом году нам было сложно формировать программу. С чем это связано точно сказать невозможно. Нам поступает от 40 до 50 предложений от разных театров и актёров с пожеланием приехать к нам на фестиваль. Процесс отсмотра и отбора длится весь год – заканчивается старый фестиваль, и начинается новый, процесс отбора начинается сразу же. Наши продюсеры ходят на спектакли, отсматривают видео, ведут большую переписку. Но мы растём с каждым годом, и мы не имеем права показывать программу хуже, чем программа прошлого года. Поэтому каждый год требования к самим себе, а как следствие, и к театрам, повышаются.

Помимо этого, не все спектакли, даже очень хорошие, могут быть продемонстрированы на нашей сцене по ряду причин. Первая причина – это летняя, уличная сцена с естественным освещением, которое не выключается до половины одиннадцатого вечера. Некоторые спектакли, в антураж которых режиссёры вложили огромные свои усилия – свет, звук, спецэффекты – просто говорят:«Мы не можем приехать. Мы очень хотим, но как это – без света, без музыки, без заднего экрана», и так далее. Поэтому здесь происходит нестыковка. Также сама по себе сцена имеет небольшой размер, что тоже накладывает определённые ограничения.

Есть и другие проблемы – мы находим хороший спектакль, всех нас устраивающий, но он не подходит под фестивальный формат. Не всегда спектакли стилистически ложатся в уличную летнюю атмосферу. По формату мы хотим найти спектакли, которые вписываются в эту атмосферу, поэтому отбор очень сложный.

Третье наша проблема заключается в том, что практически все профессиональные театры в июле уходят в отпуск. Они говорят: «Ребята, мы так хотим к вам приехать, но почему вы проводите весь этот фестиваль в июле месяце?! У нас единственный отпуск в июле, мы не можем». И мы хотели на будущий год перенести фестиваль на июнь, потому что есть очень много спектаклей, которые хотят приехать, и которых мы сами хотим привезти – всё совпадает, кроме сроков. Но перенести фестиваль на июнь не получается по той простой причине, что весь июнь идут большие пушкинские юбилейные торжества, а в конце июня проходит большая конференция иммунологов. Да, мы знаем этих людей которые проводят этот семинар и занимает два выходных конца июня. Но так сложилось, что они первые заняли последнее воскресенье июня, поэтому деваться нам опять некуда, кроме как проводить фестиваль в следующем году в те же сроки – традиция! Нас опять тащит эта бесконечная традиция – мы сопротивляемся, а она тащит.
Здесь совпало всё – молодой театр, который недавно завершил свой самый первый сезон, энергичные и талантливые ребята, атмосфера Пушкинских гор. Студия-театр Бызгу основана выпускниками 2022 года курса Сергея Дмитриевича Бызгу совместно с их педагогами-режиссёрами. Сергей Дмитриевич является художественным руководителем театра, а его жена Галина Ивановна Бызгу – режиссёр. Именно она поставила привезённые на фестиваль спектакли.

Получилось удивительное совпадение времени, окружения, псковских далей и Чехова. Для нашего фестиваля Чехов кажется наиболее органичным автором. Его имя сразу вводит людей в определённую атмосферу – понятно, что у Чехова не будет тарантиновских перестрелок или сложного речитатива Маяковского. В чеховских пьесах всегда ожидается достаточно классическая форма подачи материала, и на нашей сцене такая форма смотрится органично. Но сложно сказать, что спектакли, представленные Бызгу были классическими – на самом деле это был тот самый формат фестивальных спектаклей. Он интересен и с точки драматургии, и с точки зрения режиссуры, и с точки зрения подачи актёрской работы. Это как раз то самое явление, которое на фестивалях требует обсуждения, обзоров и просмотров.

Зрительская аудитория у нас чрезвычайно гуманная, доброжелательная, бодро реагирующая на всё, что происходит на сцене, и зрители всегда хорошо поддерживает актёров, поэтому спектакль по Чехову прошёл на ура. Первая часть была более эмоциональной, серьёзной, более агрессивной и злой, а вторая – наоборот, до умопомрачения смешной. Люди любят юмор, когда их веселят, здесь зрители вышли уставшие от веселья и смеха, потому что это действительно было очень талантливо подано и прекрасно срежиссировано.

Артём Стрельников, директор Студии-театра Бызгу, поделился впечатлениями от фестиваля:

«Фестиваль Довлатова – это совершенно фантастическая атмосфера! Когда ты приезжаешь из большого города в эти Пушкинские места, ты отдыхаешь полностью! И как говорил Пушкин: “Иногда в жизни стоит остановиться и оглянуться”. Нами на фестиваль был привезен спектакль Галины Бызгу “Летние комедии”. Сыграть Чехова на свежем воздухе было прекрасно. К тому же это премьера спектакля “Летние комедии”. Благодарим руководство фестиваля, желаем развития и успехов. И, конечно, будем рады с новыми премьерами приехать снова!»

Валерия Чеховская, одна из актрис спектакля, рассказала об опыте первых гастролей в Пушкинских горах, а также поделилась смешными моментами с фестиваля:

«Вообще то, что наши первые гастроли выпали именно на такую сцену – это огромный нам подарок, потому что спектакли зазвучали совершенно по-другому. Я играла один раз в закрытом помещении “Летние комедии”, и второй раз, получается, был на фестивальной сцене. Я почувствовала колоссальную разницу – мне было невероятно легко. Мне кажется здесь повлияла, конечно, открытая сцена, и эта природа, хорошая погода, прекрасные зрители. Вообще всё было круто и в этом смысле я счастлива, что мы приехали в Пушкинские горы».

«Для нас это очень хороший опыт, потому что до этого у нас не было таких спектаклей, где чисто актёр, стул – и всё. Наш режиссёр мечтала о таком спектакле, и вот мы его сделали. На самом деле ему ещё развиваться и развиваться, потому что когда мы обретём большую свободу, он задышит иначе. Поэтому для нас каждый раз этот спектакль будет другим. Ещё раз повторюсь, что на открытой сцене он ещё круче звучит, потому что это Чехов, потому что комедии. Оно всё как будто требует живого воздуха»

«Я наверное ещё больше впечатлений получила от того, что погуляла по этим местам, получила заряд мощнейшей энергии. Одни люди мне сказали, что если ты приезжаешь в Пушкинские горы, то ты уезжаешь уже совершенно другим человеком. И мне действительно кажется, что я уехала другим человеком, я бы ещё раз с удовольствием приехала туда».

«Была ситуация – у нас уже через два часа спектакль, мы раскладываем декорации и понимаем, что у нас нет одного из самого важного реквизита – это ружьё. Мы расстроились, поняли, что забыли его в Питере, уже никак за ним не вернуться, все на панике. Думаем ладно, будем играть без ружья. Но наш директор как-то там сговорился с Толиком и оперативно откуда-то у нас появилось ружьё! Никто не верил, но так случилось удачно».

«Что касается смешных моментов, то это комары. Они нас очень сильно доставали, особенно когда мы шли дорогой от сцены и обратно до турбазы – это было нечто. Директора нашего театра почему-то кусали больше всего, хотя он обрабатывался средством, и он шёл размахивая руками, это тоже было очень смешно. Вообще всегда было весело идти до сцены и обратно, потому что мы пели какие-то песни, разговаривали, и это тоже была своего рода настройка на спектакль каждый раз. А комар даже есть на видео – в “Летних комедиях” прямо во время спектакля комар сел на Юру, одного из актёров, и Юра прям так и ударил себя по щеке и убил этого комара. На камере это прямо крупным планом показано, забавно получилось».

 

 

 

 

 

Круглый стол «Интеллектуальная свобода новой реальности»

Хотя наш фестиваль полностью театральный, порой к нам приезжают люди, которые в театральном мире не являются значимыми фигурами или гуру. Но театральный мир это не только театры и актёры, это ещё и зрители, в том числе и зрители-политики, политологи, чиновники, поэтому их влияние на театральную жизнь достаточно высоко. Простой зритель может прийти на спектакль, подумать «какая гадость» и уйти. А чиновник, придя на спектакль, подумает «какая гадость» и не просто уйдёт – после этого порой спектакли уже не выходят на сцену. Поэтому наличие на фестивале людей, оказывающих влияние в том числе и на театральную жизнь, оно тоже важно. А сейчас оно ещё в несколько раз важнее, так как чиновники в какой-то степени уделяют большее внимание именно театру.

Среди участников круглого стола были люди, представители гражданского общества, чьё влияние может иметь место в том числе и на развитие театральной жизни в стране. Сейчас очень актуальной стала тема цензуры и интеллектуальной свободы. С одной стороны, в наше время, да и вообще в любое время, цензура должна присутствовать хотя бы в некоторой степени. Потому что полная свобода одного человека влияет на несвободу другого. Грубо говоря, например, насколько допустим мат на сцене? Или насколько допустима какая-то пошлость? Должны ли быть какие-то рамки или всё-таки не должны?

Если какой-то разумный человек скажет, что должны, то кто будет исполнять это? Кто будет определять пошлое, вульгарное, вредное и опасное в искусстве? Чиновник. Но этот чиновник, так называемый цензор, в очень большой степени заботиться скорее о себе – вот он не запретил что-нибудь, а более высокий центр скажет: «Почему ты это не запретил? Это же ужас какой-то!». И поэтому чиновник начинает бояться и не пропускать всё, что хоть немного кажется ему неприемлемым. И получается, что вместо того, чтобы ограждать публику от действительно вредных и крайне неприемлемых вещей, он начинает запрещать всё, боясь пропустить то, что не понравится его начальству..

Но вопрос об интеллектуальной свободе был поставлен на круглом столе более широко, чем цензура в театре. Это был вопрос и об интеллектуальной свободе в политике, экономике, науке, искусстве. Например, по некоторым мнениям, сейчас нам крайне важна свобода в науке, чтобы не появлялись научные исследования в духе бульварной прессы или какие-то лженауки. Чтобы никого не обвиняли в том, что он развивает какую-то кибернетику во вред стране. Сейчас технологический мир определяет весь уклад нашей жизни. Мы вступаем в постиндустриальное общество, где информация становится новым ценным ресурсом, наравне с людьми и их идеями.

Поэтому на круглом столе такие люди, как Караганов, Примаков, Затулин и другие, высказывались на эту тему. Нам было важно понять, какие идеи витают в этом классе, которые некоторые называют элитой – как они понимают эту интеллектуальную свободу? Так как наш фестиваль пока что абсолютно бесцензурный, многие высказывали бесцензурные вещи. Не всем это понравилось, многие из спикеров говорили вещи глубоко консервативного толка. Но пусть они их говорят. Мы наоборот, хотим их услышать, подумать и сделать иначе. А может быть, наоборот, послушать их мудрые советы и задуматься – может мы сами ошибаемся в чём-то, и действительно согласится с какими-то идеями.

Презентации творческих проектов

На фестивале нет деления на основную и не основную программу. На фестивале какие-то вещи могут демонстрироваться параллельно с чем-то, некоторые мероприятия могут идти параллельно, а какие-то события могут длиться в течение всего фестиваля. Такой длительной формой у нас являются творческие проекты, которые могут быть представлены в один день, но длиться в течение всех дней фестиваля. Непосредственно на презентациях творческих проектов зритель сталкивается с творцами и авторами этих проектов и общается с ними – задаёт вопросы, узнаёт о том, как и зачем создавался этот проект, что хотел сказать творец.

Во второй день фестиваля было представлено творчество Александра Позина и Марины Спивак. Это муж и жена, которые специально для фестиваля собрали выставку бронзовых скульптур малой формы, посвящённых деятелям искусства XX-го века. Выставка получила название «Тени поэтов» – скульптуры создают одновременно ощущение присутствия и отсутствия, это связано и с тем ощущением, которое производит творчество запечатлённых авторов. Все скульптуры были сделаны в единственном экземпляре, так как техника изготовления не позволяет делать несколько копий. Выставка не посвящена полностью Довлатову, она скорее представляет почву, из которой выросло творчество Довлатова и его современников. Это Петербургская культура, с которой всё начиналась. Для Марины Спивак многие из изображённых творцов того времени были своего рода учителями, потому что своим мировоззрением она обязана именно им.

Скульптуры стояли у домика Довлатова невероятно органично, они замечательно вписывались в общую фестивальную атмосферу. Нам важно, чтобы на фестивале были не только какие-то важные нам проекты, но и проекты с нашей стилистикой – деревенской, свободной, уличной. Эта выставка была стопроцентным попаданием.

Вторая презентация была представлена при участии всероссийского союза работников культуры. Мы с ними очень сильно дружим, и вот уже второй год они к нам приезжают и привозят определённые творческие проекты, которые союз работников культуры курирует. В этом году они привезли поэтическую чайную, где молодые поэты совместили поэзию и баранки. Баранки и чай были хорошими, стихи тоже были замечательными. Публика реагировала на них бурно, внимание было большим, на будущий год мы думаем повторить эту программу с поэтами, бубликами и чаем.

В Петербурге проходят ежемесячные поэтические конкурсы, конкурс молодых поэтов, где они оттачивают своё мастерство. На конкурсах присутствуют профессиональные критики и известные поэты, возглавляющие эти конкурсы. Проходят школы и семинары. В прошлом году было принято решение добавить к общим программам какие-то активности в свободное время, так и пришла идея сделать поэтическую чайную, где можно бесплатно наливать себе чай, брать баранки и варенье, пряники, но делать либо взнос, либо покупать книги. Продавали поэтические сборники
В этом году также были книги пермского издательства «Маматов», которое было признано лучшим издательством по продвижению малоизвестных литераторов. Опыт показался достаточно интересным, нарту было много, а поэты выступали как в чайной, так и на большой сцене.

По мнению Анатолия Константинова, нынешний время может стать сошным взлётом поэтического творчества. Такие всплески случались и раньше и это всегда было связано с социальными сдвигами внутри страны. Наше время выдвинет какие-то знаменитых поэтов, как это произошло, например, в 50-е годы.
У каждого выступающего поэта была своя тема и был свой язык. Любой художник определяется наличием собственного, непохожего на другие художественного и образного языка. Всего выступало пять поэтов и каждый из них был по-своему уникален. Инесса Измайлова, Варвара Ларионова, Алексей Бакулин, Денис Васильев и Елизавета Клейн.

Третий творческий проект на это презентации – выставка картин Михаила Ясиновца. Дело в том, что мы с Михаилом знакомы давно, он приезжает к нам на фестиваль много времени. Вообще у нас большинство творческих проектов рождается от наших участников фестиваля, от наших зрителей.

Зрители приезжают творческие, и, конечно, они предлагают привезти сои проекты. Мы шутили, что наш фестиваль можно делать исключительно на работах наших зрителей.

Однажды случайно у Алексея Власова мы увидели картину, которая нам очень понравилась. Алексей сказал, что это как раз картина Михаила Ясиновца, одного из наших постоянных участников фестиваля. Так мы и позвонили Михаилу и пригласили его сделать свою выставку. Но оказалось, что это не просто художник, а художник определённой техники. Михаил делает свои картины из пластилина собственного изготовления. Это вызвало такой бурный интерес у зрителей – оказывается многим интересен именно такой формат создания картин, как работа пластилином. Получилось две точки интереса – технология создания картин и сами картины. Поэтому на фестивале также была представлена книжка Михаила Ясиновца о том, как создавать картины пластилином. Михаил обучает этой технике, так что у зрителей была возможность открыть для себя новую форму создания произведений искусства, возможно, не самую привычную.
Спектакль «На большой дороге» Драматического театра «Странник»

Драматический театр «Странник» представил на фестивале постановку по раннему Чехову, которая невероятно контрастировала с постановкой Студии-театра Бызгу, показанной в этот же день. Если утром зрители могли посмеяться на славу и зарядиться энергией от молодых актёров, то вечером наступило время для более серьёзной и мрачной пьесы, представленной зрелым актёрским составом. Спектакль «На большой дороге» поистине классическая постановка – возможно, для кого-то из зрителей, уставших от современных спектаклей с непривычными и необычными решениями, подобная постановка стала настоящей отдушиной. Спектакль настолько хорошо вписался в фестивальную среду, что даже сам домик Довлатова как будто стал частью декораций, что отметили и сами актёры, и зрители.

Владимир Уваров, художественный руководитель театра и режиссёр спектакля, рассказал о выбранной пьесе и своих чувствах и впечатлениях после фестиваля:

«Это одна из ранних пьес А. П. Чехова, и, пожалуй, самая ранняя его полноценная пьеса. Она почти нигде не ставилась – было буквально две-три постановки за всё время после написания. Почему мы её взяли? На наш взгляд эта потрясающая пьеса незаслуженно обделена вниманием и практически забыта. А ведь в ней двадцатичетырёхлетний Чехов с удивительной для молодого человека проницательностью отразил в художественной форме самосознание русского народа. Это совершенно необычная для Чехова пьеса и она стоит несколько в стороне от других его произведений, но, тем не менее, она очень важная на наш взгляд. Мы в своё время были влюблены в эту пьесу, поэтому и взяли её для постановки».

«Игра на открытой площадке – это наше очень необычное театральное приключение. Когда нас пригласили, я был несколько озадачен: что же можно вывести на открытую площадку? У нас все спектакли световые и в каждом из них световому оформлению уделяется большое внимание. Честно говоря, вся труппа, и я в том числе, волновались перед выступлением о том, как воспримется зрителями спектакль, не предназначенный для открытых площадок. Но, на мой взгляд, произошло удивительное единение со зрителем. Ведь спектакль это не только то, что происходит на сцене, но и то, что происходит в зрительном зале. Зал и сцена – единое пространство, которое должна покрывать единая атмосфера во время представления. И, на мой взгляд, это произошло удивительным образом: зритель смотрит спектакль и видит не только действие, декорации, что находится и происходит на сцене, но и окружающую обстановку: с левой стороны домик Довлатова, с правой стороны ещё другие строения, заборчики, живые деревья… Очень необычно. Сам дом Довлатова совершенно удивительным образом вписался и визуально, и по атмосфере в пространство спектакля. Я даже не ожидал, что такое может быть вообще в принципе».

«От довлатовского фестиваля все актёры были просто в восторге. Та часть труппы, что ездила выступать в Пушкинские горы до сих под впечатлением. Он достаточно необычен – мы были на многих театральных фестивалях за всё время нашего существования, в том числе и за рубежом. А этот фестиваль даже не знаешь с чем сравнить, он совершенно самобытный. Как пьеса Чехова «На большой дороге» стоит особняком от других пьес, так и этот фестиваль тоже стоит особняком в том смысле, что он абсолютно не похож на все остальные – совершенно особенный и проходит в очень атмосферном месте. Потрясающая атмосфера, конечно, сложно даже описать».

«Мы до сих пор под большим впечатлением и от фестиваля, и от нашего выступления. Мы поражены и совершенно удивительными зрителями, таких сейчас нечасто встретишь. Они же специально приезжают из Петербурга, из Москвы, из других городов. Это просто фантастика. Люди приезжают из столиц на фестиваль в деревню Березино. Удивительная идея, она потрясающе воплощена в жизнь».

Актёры труппы, побывавшие на фестивале, также поделились своими эмоциями:

Светлана Бакулина
«Очень интересные ощущения от игры на открытой площадке, практически без театрального света: с одной стороны всё не так привычно, как в театре, не так, как запланировано, это немного выводит из обычного состояния спектакля, но и подстёгивает, заставляет искать новые грани, новые способы, новые краски, держит в тонусе, обнажает, не давая спрятаться за форму спектакля; с другой стороны природа, участвуя в действии, совершает иногда чудеса, попадая своими проявлениями в сюжет и дополняя действие».

«Фестиваль организован с вниманием и заботой обо всех: участниках, зрителях, культурных объектах. Чувствуется живой интерес и любовь к своему делу. Открытая площадка, творческие встречи, живое общение без границы закулисья, совместный фестивальный ужин участников и зрителей – это всё очень интересно и подкупает своей искренностью и правдивостью. Большое спасибо организаторам за их труд и тепло, подаренное нам всем без исключения. До новых творческих встреч!!»

Галина Сидорова
«Спасибо огромное организаторам довлатовского фестиваля! Незабываемые впечатления, радушный прием, добрый и чуткий зритель! А, шашлыки! Подарок для гурманов! Зажигательное выступление ансамбля “Поющие гитары”, песни под баян, общение со зрителем и коллегами… Сама атмосфера усадьбы, дух Довлатова… Вы подарили нам, участникам этого прекрасного фестиваля, настоящий праздник!!
Хочется жить! Творить! И, обязательно, вернуться!!»

Фалес Зинковский
«Хочется передать слова благодарности организаторам фестиваля за их труд. Всё было очень интересно. А насчёт игры на открытой сцене, то, сначала было непривычно, а потом очень даже хорошо. Добрые воспоминания надолго останутся в памяти. Ещё раз большое спасибо!!»

Роман Бахолдин
«Довольно интересно играть на открытом воздухе, более естественно. Были некоторые сложности, но всё получилось. Спасибо за организацию такого фестиваля. Это очень важно и ценно!»
 

Фестивальные ужины и концерты

Вечером второго дня состоялся первый праздничный ужин, после которого началось феерическое действие нашего фестиваля. Люди, утомлённые за два дня спектаклями, творческими встречами, думами и глубокими чувствами, смогли получить колоссальный заряд бодрости, веселья и эмоций, потому что на сцене выступала легендарная группа «Поющие гитары». Это было фантастическое и эмоциональное зрелище, потому что многие зрители буквально смогли тряхнуть стариной.

Аудитория нашего фестиваля всё-таки возрастная, многим людям за 50 и 60. Они слышали эту музыку в своём детстве и юности, но многие не воспринимали её как что-то значимое, это была проходная поп-музыка того времени. Но прожив большую часть жизни, люди вспомнили своё детство и юность. Это всегда светлая пора в жизни людей, а ощущение юности и фантастических хитов, которые живут до сих пор, стали невероятно эмоциональным моментом для многих. Некоторые люди просто плакали – они плакали от счастья, от перегружающих их эмоций, потому что сочеталось время их юности и эта музыка вместе с атмосферой фестиваля. Этот концерт добавил красок в наш фестиваль и сделала его ещё более сердечным. Именно атмосферу мы и ценим на фестивале больше всего. Для нас она является самым главным, и мы стараемся делать всё, чтобы атмосфера была такой, чтобы люди обнимались, целовались и вспоминали об этих днях, как о счастливо прожитых днях своей жизни. Чтобы люди не уходили с фестиваля, просто посмотрев спектакли.

Выступление «Поющих гитар» – это очень значимое событие для нас, для фестиваля и для наших зрителей. Такого единения времени, юности, радости и доброты трудно найти где-либо ещё, поэтому огромная благодарность и низкий поклон группе. Мы всегда готовы их видеть на нашем фестивале.

К вечеру третьего дня мы полагали, что дадим людям отдохнуть от творчества и предоставим более фоновую музыку, которая позволит им уже полностью отдохнуть от этого безумного дня – без сумасшествия «Поющих гитар», без ярких эмоций. Но Варвара Орлеанская и Софья Мальцева оказались замечательными пианистками, и они заразили людей своим исполнением джазовых импровизаций. Они исполняли искусство и из фоновых музыкантов превратились в прекрасный фантастический концерт, чему мы были несказанно рады. Конечно, мы изначально хотели, чтобы так и было, но мы не думали, что так действительно произойдет. Наши мечты воплотились в реальность. У людей ещё оставались силы на эмоции и люди с огромным вниманием слушали и воспринимали девушек. На наш взгляд, это была очень яркая и насыщенная программа, поэтому выражаем огромную благодарность и желаем удачи в творческих начинаниях!

Второй сайт-специфик аудиоспектакль «Довлатов. Возвращение»

Третий день фестиваля начался со второго сайт-специфик аудиоспектакля «Довлатов. Возвращение». Этот спектакль проходил в других декорациях, и, соответственно, отличался от первого – он начинался в деревне Бугрово, где находится пушкинская деревня, шёл по лесной дороге в Михайловское, проходил через усадьбу Пушкина и переходил на Савкину горку. Этот спектакль отличался от первого большим эмоциональным накалом и более яркой подачей материала. Казалось, что он начинал разъезжаться по швам, потому что как раз в этом спектакле герои спорили о политике, об искусственном интеллекте, об интеллектуальной свободе, о роли Пушкина, о довлатовских грехах. И, конечно, в этом спектакле была кульминация.

Кульминация обоих спектаклей, когда главный герой спектакля, Сергей Довлатов, на вопросы, любит ли он родину, отвечал: «Жалею». На вопрос, патриот ли он, отвечал: «Вряд ли». Русский ли он писатель? «Не без этого». Потому что как ни крути, он русский писатель, хотя и не имеет ни капли русской крови. Он пишет на русском языке, а это главное и единственное, что определяет, чей он писатель. И Довлатов в какой-то степени сегодня близок многим, кто сам почувствовал себя маленьким Довлатовым у себя на родине. Почувствовал некую грусть, страх и обиду от того, что происходит в стране. Кто-то почувствовал, что та самая любовь к стране начинает потихоньку тускнеть и стираться. Подумал об эмиграции. И вот в этом состоянии наш герой очень близок к определённым людям, которые уехали и вернулись, и сегодня находятся в стране в неком зыбком положении, характеризующимся прежде всего состоянием души. Жить здесь, уезжать, творить… А будет ли возможность творить, создавать, зарабатывать, жить?

И вот когда главный герой приходит на Савкину горку, некий внутренний голос его говорит: «Ну, ты посмотри, какая же она убогая? Какая же она замученная? Не путай Родину с телевизором: Родина – не телевизор, и Родина – не власть. Родина – это мать». И когда ты сидишь на Савкиной горке, ты веришь в эти слова, и ты понимаешь их. Когда люди закончили прослушивание этого спектакля, ещё несколько минут они сидели в некотором оцепенении. У кого-то на глазах появились слёзы, кто-то всматривался в эту даль.


«То, что я как автор, хотел донести в этом спектакле, я донёс», говорит Валерий Костин. «Конечно, не все люди могли прочувствовать то, что я сказал. Не все люди согласны с этим. Но я видел, что у очень многих произошло то самое ощущение, которого я хотел добиться. То самое чувство, которое я хотел, чтобы они испытали»

Скорее всего, мы будем продолжать делать спектакли этого жанра, они были очень хорошо представлены на нашем фестивале. Приложение, которое мы сделали и где мы разместили наш спектакль, позволяет людям и после фестиваля быть нашими участниками. Они могут по QR-коду установить приложение, и, находясь в Пушкинских горах, послушать этот спектакль. Мы расширили аудиторию нашего фестиваля на целый круглый год при помощи этой формы. Поэтому мы будем делать такие спектакли, которые позволяют нам не только дать возможность людям узнавать о нашем фестивале. В нашем приложении также будут все наши программы и проекты, отзывы, и, конечно, наши новые театральные спектакли этого жанра.

Творческая встреча

По традиции мы много лет приглашаем на наш фестиваль друга Довлатова, издателя и писателя Андрея Арьева. В этом году мы были очень близки к тому, чтобы он был у нас на фестивале, но произошло недоразумение, за которое мы всю вину берём на себя. Но это было недоразумение, вызванное безумной фестивальной суматохой и отсутствием интернета на площадке. Произошла некоторая нестыковка, и мы всю вину за неприезд Андрея Арьева берём на себя и извиняемся перед всеми нашими зрителями за то, что так получилось. Но, как это ни смешно, неприезд Андрея Арьева стал нашей традиционной историей фестиваля. Мы очень надеемся, что увидим Андрея Юрьевича в следующем году и нарушим эту чудовищную, нелепую и абсолютно несправедливую традицию. Приносим ему свои извинения за наше недоразумение.

В этом сегменте творческой встречи вместо Андрея Арьева выступали те люди, которые так или иначе были связаны с творчеством Сергея Довлатова или издавали его самого. Это были как участники, так и организаторы фестиваля. Кто-то поделился своими представлениями о творчестве Довлатова и о его жизни. Кто-то рассказал о его работе в многотиражной газете в Кораблестроительном институте, что было тоже интересно. Кто-то рассказал о судьбе его пишущей машинки, которая вслед за Довлатовым эмигрировала в Америку. Такая импровизационная творческая встреча была предложена вместо выступления Андрея Арьева. Участники этой встречи рассказывали очень любопытные вещи, нестандартные точки зрения и зритель был доволен и не сильно на нас разозлился по поводу этой замены.
 
На белом кладбище гуляли,
читая даты, имена.
Мы смерть старухой представляли.
Но, чернокрылая, она,
навязчивая, над тобою
и надо мною — что сказать —
как будто траурной каймою
хотела нас обрисовать,
ночною бабочкой летала.
Был тёплый август, вечер был.
Ты ничего не понимала,
я ни о чём не говорил.

Борис Рыжий.

Фотография со спектакля «Летние комедии», сделанная на фестивале.
 

Спектакль «Частный человек» Студии-театра Бызгу

Второй спектакль, представленный актёрами Студии-театра Бызгу, был совершенно противоположный по подаче, стилистике и энергетике, чем предыдущий. Это был очень сложный и долгоидущий спектакль по произведениям Иосифа Бродского и Марины Цветаевой. Читать этих авторов, пребывая в нормальном состоянии, и так-то не очень просто, не у каждого с первого раза это получается. Для этого нужно иметь определённое состояние души. Берешь читать, не идёт, отложил. Опять начал читать, не идёт, продвигаешься со скрипом по тексту. А потом постепенно ты проваливаешься в такую бездну и глубокие эмоции, что тебя всего захватывает целиком. Но в это состояние нужно войти.

Грубо говоря, смешно париться в бане, когда там нет пара. Чтобы воспринимать этот спектакль или просто читать Бродского или Цветаеву, нужно, чтобы вокруг тебя был жар. При температуре в 20 градусов бессмысленно хлестать себя вениками, а вот при 120 градусах ты уже паришься. То же самое можно сказать и об этом спектакле. Если ты не вошёл в его атмосферу, ты будешь два часа мучаться на стуле, проклиная всё, и думать: «Да какой я интеллигент, я рабочий, пойду лучше гайки точить, чем весь этот бред слушать». Но если ты вошёл в эту атмосферу и ты разогрет до температуры 120 градусов, то ты не можешь оторваться от этого зрелища. Ты ощущаешь эту совершенно безумную накалённую сковородку чувств Цветаевой и Бродского, и играющие актёры передавали это с изумительной точностью.

Но тот, кто не смог войти в это состояние при помощи актёров, не смогли это сделать, и слава богу, что таких людей было немного. Это фестиваль. Мы здесь для того, чтобы показать разные спектакли, но они бывают и лёгкие, сложные. Если мы будем вас смешить, то до упаду, а если уж грузить, то грузить по полной программе. И вот здесь вот мы грузили этими спектаклями наших зрителей по полной программе.

Варвара Терехова, одна из актрис спектакля, поделилась своими эмоциями, оставшимися после выступления на фестивале:

«Всё было абсолютно по-новому, потому что спектакль обычно делался в закрытом пространстве, где ты властен над всем – над звуком, над светом, над мизансценами. А тут открытое пространство, и ты не властен ни над чем. Над всем властна природа, зритель. И огромная благодарность зрителям, которые несмотря на то, что вокруг было много отвлекающих моментов – шашлыки делали, или собаки бегали, или ещё что-то интересное – были максимально сконцентрированы на том, что мы делаем, огромная-огромная благодарность им за это».

«Одно из ярких впечатлений, что на такой площадке очень сильно видно лица всех зрителей. Сложно удержать внимание каждого человека, но в конце спектакля возникает огромная благодарность, потому что за счёт того, что видно всех, мы со зрителям как будто бы становимся единомышленники и кажется, что мы прожили какую-то часть жизни вместе. В этом есть что-то магическое».

«Самое большое открытие – это соединение природы и того, что есть в самом спектакле. Соединение судеб людей, о которых мы говорили, и ветра, шелеста листьев, облаков, пения птиц, кричания петухов. Всё это было для меня особым и ярким впечатлением, и к тому же довольно приятным, потому что всё это было настолько естественно и, как будто бы, правильно».

«Ещё интересно, как природа подавала нам какие-то сигналы. Вот читаешь стихотворение, а на тебя садится комар – и как на него реагировать, как себя вести, насколько это естественно внутри? Или это какой-то знак, что ты сейчас думаешь о чём-то не том? Очень интересно, как себя ощущать в таком случае».

«Особенно приятно было, когда стало темнеть, потому что к концу спектакля все смыслы сгущаются. По крайней мере, наша задача была такова, чтобы всё уже было пройдено и зритель в конце спектакля понимал всю суть. И когда сгущалась тьма, как будто бы концентрация всех наших идей была более мощная. Интересно, совпали ли наши ощущения со зрителями в этом плане».

Спектакль театра-студии Маргариты Бычковой «И жизнь, и слёзы, и любовь»

«И жизнь, и слёзы, и любовь» – это не один спектакль, а три совершенно разных зарисовки, и к ним надо подходить именно как к трём разным самостоятельным вещам, объединённых одним названием и одной внутренне звучащей темой. Первая зарисовка сделана по «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, вторая – по пьесе А. М. Володина «С любимыми не расставайтесь», а финальная третья – это так называемая актёрская читка первой картины из пьесы А. П. Чехова «Чайка». Важно отметить, что актёры, игравшие эту постановку – будущие выпускники актёрского курса Института кино и телевидения. Это молодые актёры, только-только начинающие свой профессиональный путь – в них плещется безумный энтузиазм и задор. Когда они выходят на сцену, их энергия заливает всё вокруг так, что зрители до мурашек ощущают все эмоции, переполняющие актёров.

Маргарита Бычкова, режиссёр и мастер курса, рассказала из чего родилась эта постановка, подготовленная специально для фестиваля:

«Эти зарисовки родились из экзаменов по актерскому мастерству, сценической речи и разных студенческих заданий. Первое выступление – это экзамен по речи, сделанный по “Капитанской дочке” А. С. Пушкина. Позже туда вошёл вокал и сценическое движение, из чего и получилась такая пластическо-музыкальная история. Следующая зарисовка была экзаменом по советской драматургии, который внутри был объединён судами из пьесы А. М. Володина. Специально для фестиваля мы сделали такую историю о жизни, любви, расставаниях, предательстве и непонимании людей друг друга. Студенты пытались прожить и прочувствовать жизнь взрослых, у которых есть уже какая-то длинная история за спиной, и для ребят это было очень интересно».

«Финальная зарисовка – это актёрская читка. Каждый спектакль в профессиональном театре начинается именно с неё, и этот период называется застольным. Как учил меня мой великий педагог и режиссёр Лев Абрамович Додин, если спектакль сыгран в полукруге, если все отношения сыграны без мизансцен, глаза в глаза, то спектакль начнёт жить. Потому что мизансцена – куда пойти, куда встать – это вообще всё вторично. Первично – это чувство, пауза, взгляд. Даже слово вторично. И из-за того, что они ребята-студенты, мы пытались прикоснуться к этому застольному периоду, и попытались таким чудным способом сыграть первую картину “Чайки” в полукруге».

«Довлатовский фестиваль – это прекрасное место, поэтому мы решили предстать перед зрителями очень красивыми и попытались приблизиться в костюмах к чеховской эпохе. Эта часть постановки тоже была экзаменационным упражнением, зарисовкой к будущему дипломному спектаклю. Если нам хватит сил и если Бог даст, то мне бы очень хотелось с ними выпустить “Чайку”, потому что курс идеально раскладывается для этого – каждый персонаж есть в мастерской, поэтому в “Чайке” это будет чудесно складываться».

«Эти места, настолько намоленные Пушкиным и нашим другом Довлатовым – и я ещё уверена, что Александр Володин уж точно он сюда приезжал – они производят невероятное впечатление. Поэтому этот дух, ветер, единение с природой, конечно, всё это очень помогало ребятам и это было очень здорово. Они получили невероятный восторг. Я по себе могу сказать, что когда играешь на открытой площадке, это нечто невообразимое. Поэтому это было им очень любопытно и они получили огромное удовольствие».

«Для них этот фестиваль был огромным скачком вперёд, потому что когда ты сидишь в закрытом помещении и всё время варишься в одной мастерской, возможность сыграть на открытом воздухе перед перед настоящей публикой – это замечательно. Это не то, когда на экзамен приходят педагоги других мастерских, кафедра, родители – здесь была совершенно чистая публика для них, неискушённая, зрители не знали, кто они. На мой взгляд, публика их приняла очень тепло. И ребята не могли потом успокоиться, потому что адреналин зашкаливал. Это были первые для них гастроли, и очень важно, что этот фестиваль проходит, он производит очень хорошее и сильное впечатление. Это абсолютно творческая история – ты просто приходишь и творишь, это очень здорово. Это вдохновляет и двигает к каким-то новым ступенькам, хочется идти куда-то дальше. Когда ты вкусил эти аплодисменты и эти восторженные глаза, прямо сразу начинаешь понимать, для чего пришёл в эту профессию».

Ольга Алемпьева, одна из актрис спектакля, поделилась своими впечатлениями от выступления на фестивале:

«Сыграть наш спектакль «И жизнь, и слёзы, и любовь» на фестивале – это была уникальная возможность для всех нас, поскольку это наши первые гастроли и первая работа на открытой площадке. У меня было ощущение, будто я окунулась в атмосферу самых первых театров в истории. Естественное освещение, погода менялась несколько раз, насекомые проверяли нас на прочность каждую секунду. Но всё это давало такой огромный заряд вдохновения и энергии, что словами не описать! Площадка, актёр и зритель и энергия между ними! Дух единения! Потрясающие ощущения. Но самое замечательное – это зритель. Когда ты видишь его искренние и отзывчивые глаза – это дорогого стоит. Спасибо огромное фестивалю за искренний и радушный приём и возможность испытать дыхание настоящего искусства!»

Спектакль «Бабочки» Романтического театра Юрия Томошевского

 

Заключительный спектакль на фестиваля – это, как правило, моноспектакль. Много людей уезжают либо в воскресенье рано утром, либо позже днём, но при этом зал на фестивале остаётся полным. Зрители получили несказанное удовольствие, потому что по сложившейся традиции в последние дни фестиваля моноспектакли настолько здорово откликаются публике, что, как правило, люди просят исполнителей этих спектаклей приехать и на следующий фестиваль. В прошлом году этот фурор произвела Юлия Асоргина, а в этом – Нина Архипова. Поэтому этот спектакль, по сложившейся традиции, был замечателен. Аудитория реагировала на него очень бурно, и мы считаем, что концовка фестиваля получилась замечательной.

Нина Архипова, актриса спектакля, рассказала о постановке и впечатлениях, оставшихся после фестиваля:

«Для меня это серьёзная работа, потому что предыдущие спектакли я делала с Юрием Томошевским, нашим режиссёром Романтического театра. Сейчас, когда я нашла Набокова и поняла, что хочу его делать, у нас было желание сделать спектакль как память о Юрии Валентиновиче, потому что он нас научил работать с прозой, со стихами, и нам хотелось, чтобы спектакль был его продолжением. Поэтому мы работали с удовольствием и в то же время с трепетом, в том числе и к самому Набокову. Его редко ставят – а прозу и вообще практически никто не ставит – и нам хотелось подойти к этому осторожно. Сам спектакль мы готовили около года – собирали материал, читали много рассказов и его произведений, тщательно всё отбирали».

«За время подготовки мы открыли для себя Набокова – он и с юмором, и он очень интересный. В нынешней обстановке он играется совершенно по-другому: он великий русский писатель, и сама тема иммиграции, да и вообще судьбы, для русского человека знакома. Почему бабочки? Потому что они все как бабочки – у каждой бабочки своя судьба, все летят, кто-то сгорает, кто-то улетает. И Набоков сам увлекался бабочками, он очень любил вплетать их в свои работы. Для меня Набоков созвучен с Довлатовым: они оба эмигранты и судьбы их как-то перекликаются, поэтому мы хотели поставить именно Набокова. Нам показалось, что на фестивале Довлатова это будет откликаться».

«У меня остались очень хорошие впечатления, потому что и сцена большая, и ощущение игры на воздухе, и зрителей больше, чем на нашей сцене, и сам зритель очень отзывчивый – конечно, очень здорово играть на такой площадке. Это было как-то непередаваемо, эмоции ещё очень долго бурлили. Сама атмосфера Пушкинских гор и Довлатова, конечно, влияет на спектакль, он по-другому игрался, не так, как обычно. Места потрясающие – мы много гуляли и за три дня успели в себя всё впитать, походить по всем музеям-заповедникам и впечатлиться, так что это ещё сработало и на сам спектакль».

«Эмоции, полученные от фестиваля, просто потрясающие – и природа, и атмосфера, и мы посмотрели много спектаклей, из которых очень многие порадовали. Атмосфера фестиваля была очень добрая – мы познакомились со зрителями и приобрели много новых знакомств. Это очень здорово объединяет. Мне до сих пор пишут отзывы, и это так приятно, что люди, которые тебя не знали, приехали из других городов, пишут тебе о своих впечатлениях. Главное – зритель, которому это всё нужно, и это очень радует. Огромная благодарность фестивалю, потому что зритель был чудесный, и благодарность самим организаторам – всё было очень приятно и мы чувствовали заботу».

Евгений Сиротин, режиссёр спектакля, также поделился своими впечатлениями:

«Хотелось бы сказать огромное спасибо за фестиваль и за те дни, что мы провели в Пушкинских горах. Масса положительных впечатлений и масса эмоций наряду с прекрасной природой. Мы также смогли посмотреть прекрасные спектакли наших коллег, петербургских театров, с некоторыми даже познакомились впервые. Также хотелось бы сказать огромное спасибо организаторам фестиваля – все те проблемы, которые у нас возникали с проведением спектакля были решены на высоком уровне. И самое главное, огромное спасибо зрителям. У нас спектакль камерный, мы его играем в небольших помещениях для ограниченного числа зрителей. Здесь же зрителей в зале было намного больше, чем когда-либо было у нас на каком-нибудь из спектаклей. Сцена была побольше, но я видел внимательные глаза, я слышал горячие аплодисменты. Большое спасибо за поддержку нашего спектакля в лице зрителей и организаторов!»