Мы продолжаем знакомить Вас с текстом экскурсии Валерия Попова, которую он написал для нашего музея. Сегодня мы выставим еще один блок, в котором Попов будет рассказывать о других членах семьи Довлатова. Расскажет про маму Довлатова также красочно, как в предыдущей части описал отца. Вообще данную экскурсию можно читать, как самостоятельное художественное произведение, потому что в ней так подробно и бережно преподносятся факты, описываются ситуации. И мы можем посмотреть на мир Довлатова с другой стороны, не так, как описывал он сам, а так, как описывает его близкий друг. Вообще про Довлатова написано большое количество очерков, рассказов, статей, книг, но, как мне кажется, описание Попова одно из самых интересных. Поэтому я с радостью предоставлю Вам второй блок, а если же Вы не читали первый, то посмотрите статьи на нашем сайте и прочтите сначала первую часть. Приятного погружения в другую реальность, дорогие читатели.
Мама его, Нора Сергеевна Довлатова, тоже была женщина выдающаяся. Валерий Попов написал в книге «Довлатов»: Помню, в первый же день, когда мы с Довлатовым познакомились, сразу же появилась и его мама. Мы вышли с какого – то литературного вечера, и пошли к нему. Мы уже знали друг о друге, но хотелось узнать больше. По дороге, как тогда было принято, купили бутылку. Вошли в его квартиру, на улице Рубинштейна. Помню огромный старинный буфет – такие были тогда почти в каждом доме. Сергей вынул рюмки, и только хотел разлить, как вошла мама, Нора Сергеевна. Сергей был интеллигентно воспитан, поэтому сразу представил нас: « Познакомься, мама, это Валерий Попов». Она сказала: « Хорошо, что Попов. Плохо, что с бутылкой».Сережа, как воспитанный человек, сразу бросился на выручку. «Это не его бутылка. Это моя!» Я тоже не мог не ответить тем же: « Нет, нет! Сергей не при чем! Это моя!» Нора Сергеевна сказала: «Если не знаете, чья, значит – моя!» И унесла драгоценный сосуд. Теперь ясно, от кого у Довлатова способности к четкому диалогу, неожиданному сюжету. Бац – и все! Просто и гениально.
И конечно, очень важно то, что родители привезли его в Ленинград. Без Ленинграда он бы не состоялся. Отца его, бродячего режиссера, могло забросить куда угодно. Известно, что некоторое время отец его, Донат Мечик, работал режиссером в Мордовии, в этом замечательном краю лагерей, и Довлатов мог бы родиться там, и прожить всю свою жизнь, что, наверное, вряд ли способствовало…Как вы знаете, родился Довлатов в Уфе, где работал в тот момент отец, 3 сентября 1941 года. И жил там до трех лет. Вообще, перечень населенных пунктов, которые «озарил своим гением Довлатов», не так уж велик: Уфа – Ленинград – Сыктыквар( служба в лагере), Таллинн, Пушкинские горы, Нью – Йорк. И все! Мало, кажется. Но в каждом из этих населенных пунктов Довлатов жил очень интенсивно, поэтому многого и достиг. И в каждом городе он стал легендарен. Одно время даже — на всех эскалаторах питерского метро висел портрет очень вальяжного, хорошо причесанного Сергея Довлатова, и его цитата. « Город поражал грандиозностью гранитных набережных, величием Невы. В таком городе трудно быть бездельником». И вот этот назидательный плакат провисел где – то около месяца по всему городу, но потом в Смольный, в правительство, стали поступать письма от многочисленных поклонников Довлатова. Мол, цитата не совсем полная. У Довлатова так: «В таком городе трудно быть бездельником…Но мне это удавалось!» То есть – долатовское ехидство, переворачивающее вверх дном всякие штампы и благоглупости, живет и сейчас. Довлатовщина в нашем городе сильна, с ним надо держат ухо востро, его ирония распространяется на все времена, и на все случаи жизни, особенно на несуразные. Он – кумир! И таким стал везде, где он жил. Пишут – сейчас в Нью –Йорке собираются назвать улицу именем Довлатова…. Назовут! Если не произойдет какой – нибудь веселой ахинеи, в довлатовском духе, вроде как произошло в петербургском метро. Потому что все может вдруг обернутся комическим довлатовским сюжетом. И даже самый малый отрезок своей жизни — в Уфе, от рождения до трех лет — Довлатов не мог оставить в покое. По его версии — его заметил еще в детской коляске и, фактически, благословил на писательский подвиг не кто иной, как великий писатель Андрей Платонов, который как раз в эти годы был в Уфе –и выбрал, естественно, для благословления именно Сережу. А кого же еще? Согласно всем данным, никаких других будущих великих писателей в те годы в Уфе в колясках не находилось. Так что Платонов не промахнулся. Но и Довлатов – в плюсе: получил такую путевку в жизнь, причем еще в колыбели! …Эта версия, конечно, подана со знаменитой довлатовской иронией…Однако, в мозг проникает, и в нем застревает. Довлатов промашек не дает!
Но и спокойной жизни не ведает. Вы знаете, что в армии оказался он, « загремев» со 2 курса университета Вы знаете знаменитую его фразу – их у него много: « Университет имени Жданова –звучит примерно как Университет Аль –Капоне»». Однако – что бы ее произнести, надо было, по меньшей мере, поступить. Много чего он делает ради красивых фраз – они – то и были главным смыслом его жизни. « Ради красного отца не пожалел родного отца, а уж Жданова –тем более».На Довлатова много кто обижался. И именно поступив в Университет он дал себе полную волю – и хотя он в нем почти не учился, но использовал плотно. Именно в Университете он впервые продемонстрировал себя « во всей красе». Он еще не написал главных вещей, прославивших его – но уже был во славе!
Одна из свидетельниц вспоминает –как встречали проход Довлатова по Университету: живой коридор, восхищеный шепот: « Довлатов! Это Довлатов!» Как написала эта же свидетельница –такой прием в университете был оказан только популярнейшему французскому красавцу – актеру Жерару Филиппу. И Довлатову. Почему?!
Он, конечно. Выделялся ростом и красотой. Ну и конечно, «выходкой». Он всегда вызывал интерес –все ждали какой – то скандальной новости, экстраординарного поступка. « Что Довлатов отмочит еще?» Уникальный для писателя случай – он прославился раньше своих книг. На него был уже направлен всеобщий взгляд –поэтому и книги сразу стали знамениты .И главное – не разочаровали. Но «пьедестал» себе он заранее подготовил заметный. Валерий Попов вспоминал: « Тролейбус идет по Суворовскому проспекту, эффектно освещенному заходящим солнцем, и вдруг – событие, зрелище –едва ли машины не тормозят, чуть ли не пробка! Это огромный Довлатов величественно и не спеша, как верблюд в пустыне, не обращая ни малейшего внимания на такую мелочь, как транспорт, переходит Суворовский проспект к знаменитому тогда гастроному. И с ним его первая жена, блистательная Ася Пекуровская, которая тоже умеет себя показать. Как писал Довлатов: « Был дважды женат, и оба раза удачно»… И вся улица смотрит! И Довлатов еще никто, не написал ни одного своего знаменитого шедевра, а уже вся улица на ушах, стоит и смотрит. Вот так! Это, конечно, второй талант. А если по времени появления – то даже первый. Еще до литературного. То есть — Довлатов сделался знаменит, не написав еще ни строчки, из своих главных вещей. А почему Довлатов так медленно идет, задерживая транспорт? Да потому что он переходит проспект в домашних тапочках. Ему, видите ли, лень переобуться ради такой мелочи, как поход в гастроном…а зато все на него смотрят. То есть – он заранее позаботился и рассчитал, что бы было о чем спорить, многочисленным довлатоведам. И Валерий Попов, когда писал книгу о Довлатове в серии Жизнь замечательных людей, сразу оказался между двумя враждующими партиями довлатоведов, которые яростно штурмовали его с двух сторон: одни с пеной у рта утверждали, что Довлатов постоянно ходил по улицам в домашних тапочках, привлекая внимание, а другие столь же яростно утверждали, что эта клевета. Довлатов уже подготовил этот спор, заранее побеспокоился, хот и не вполне осознанно, что бы было о чем спорить, в связи с ним. Его вторая и главная жена Лена резко против того, что бы еще и еще говорили о Довлатове в тапочках, а его хорошая подруга Эра Коробова, жена его друга Толи Наймана, пишет в своих воспоминаниях, что Довлатов приходил в гости в домашних тапочках. Во, проблема! Тема для кандидатских и докторских диссертаций! И они уже написаны. Вот – правильное начало писательской карьеры! Не зря и Толстой босым ходил – правда, это уже в конце. И Довлатов, застолбил внимание публики, в самом начале. Умно! Впрочем – такой рекламный ход(прежде запомните образ – а потом прочтете!) свойственен многим гениям – вспомните желтую кофту Маяковского, или длинный ноготь, на который все обращали внимание, у Пушкина.
Продолжение следует…