Литературно-театральный фестиваль «Дом Довлатова в Пушкинских Горах» прошел на территории дома-музея писателя Сергея Довлатова в восьмой раз. Это масштабное событие всегда с большим шумом проходит в Заповеднике и длится целых четыре дня. За это время участники фестиваля успевают побывать не только у мемориального дома, но и в окрестных землях. Фестиваль можно назвать site specific мероприятием, потому что зрители погружаются в атмосферу пушкинских и довлатовских мест вместе с актерами и перформерами. Все спектакли проходят на открытой летней сцене около домика Довлатова и в атмосфере заповедника. Живыми декорациями выступают Пушкинские Горы, спектакли неотделимы от природы, и она влияет на восприятие культурных произведений. Каждый спектакль на фестивале раскрывается под новым углом, заслуга самих исполнителей, которые талантливо выстраивают спектакли под измененные условия нестационарной сцены, зрители, которые очень живо реагируют на происходящее на сцене, тут нужно сказать спасибо и участникам фестиваля, и его зрителям. Но и конечно окружающая среда невольно настраивает фестиваль, как камертон. Тут прекрасно все: невероятные закаты, грибные дожди, живописные реки. В день открытия фестиваля зрители смогли насладиться этим пушкиногорским закатом, в этом им помогали перформеры фестиваля, актрисы театра «Синий Сарафан». Одно из радостных впечатлений фестиваля – это то, что на нем происходит огромное количество знакомств, и этот огромный хоровод, который случился на Савкиной горке тому подтверждение и символ единения. Радует, что каждый находит себе занятие по душе: кто-то не отрываясь смотрит все спектакли фестиваля, кто-то посещает все экскурсии, и успевает побывать и в Михайловском, и в Тригорском, и в Петровском, и на Ворониче. По утрам сцена – это открытое пространство, на котором по предварительным заявкам может появится каждый желающий и рассказать о своем проекте, о своем творчестве. Фестиваль собирает большое количество писателей, художников, актеров, музыкантов, режиссеров. Мы любим разные мнения и разные взгляды, наши зрители готовы рассуждать и думать. Днем мы проводи дискуссии, они касаются важных политических тем, повестке текущего времени. Невозможно представить фестиваль около домика Довлатова без вечерних застолий, с шашлыком, местными фермерскими продуктами и алкоголем (безусловно вход на такие мероприятия 18+, злоупотребление опасно для жизни). За четыре фестивальных дня происходит такое количество событий, что все запомнить не представляется никакой возможности, впечатлений каждый с собой привозит такое количество, что их может хватить на несколько месяцев вперед, это хороший отдых от городской суеты. Фестиваль – это прекрасная возможность познакомиться не только с новыми людьми, но и с новым творчеством, открыть для себя новые театры, в которые в последствии можно ходить в Петербурге. Однако сейчас география расширяется, и зрители в этом году увидели спектакль из Вологды. Фестиваль нацелен на расширение своих масштабов, хотя определенная камерность ему очень к лицу, это замечают постоянные зрители фестиваля, ведь много тех, кто приезжает на фестиваль в восьмой раз.
Фестиваль благодарен всем зрителям и участникам, каждый вносит свою нотку и перчинку. Спасибо всем за сотворчество!
Елена Костина
С 14 по 17 июля 2022 года прошёл очередной 8-й довлатовский фестиваль в Пушкинских горах.
Уникальность этого фестиваля заключается, прежде всего в том, что на протяжении всех четырёх дней наш зал практически не пустовал – аншлаги с утра до вечера на всех мероприятиях. Зал был заполнен полностью всегда. Более 2000 раз зрители занимали места в нашем зрительном зале и смогли стать участниками наших программ.
В этом году к нам приехала большая делегация от Союза работников культуры
Представительную делегацию от Совета по внешней оборонной политике возглавили Сергей Караганов и Евгений Примаков.
На фестиваль приехали представители театральных кругов Москвы и Санкт-Петербурга, а также наши любимые зрители, география которых в этом году была удивительно большая – это и Нижний Новгород, это и Великий Новгород, это и Вологда, Москва, и, конечно, Санкт-Петербург. Многие приехали из Пскова, что нас чрезвычайно радовало.
В 19:30 состоялось торжественное открытие фестиваля, которое провёл, как всегда по традиции, меценат фестиваля, Алексей Власов.
Театральное открытие фестиваля в этом году мы предоставили актрисе с совершенно удивительным спектаклем «Кабаре Юлии Асоргиной». Это моноспектакль об истории любви, в котором рассказывается о таких поэтах, как Бертольт Брехт, Владимир Высоцкий, Анна Ахматова, Булат Окуджава, Иосиф Бродский.
Юлия Асоргина в прошлом году произвела настоящий фурор на фестивале, и мы сделали редчайшее для наших фестивалей исключение – попросили приехать её в этом году ещё один раз со своим новым спектаклем. Юлия Асоргина — удивительная актриса, которая на пустой сцене захватывает зрительское внимание таким образом, что неважно о чём спектакль, неважно, что он говорит – важно ьолько как. Актёрская игра настолько завораживает и захватывает, что взрослые –не побоюсь этого слова – мужики, просто плакали на её спектакле, сами не понимая от чего. Просто такое состояние души и эмоций.
Поздним вечером состоялась поездка на Савкину горку. Савкина горка – это уникальное место. Даже для Пушкинских гор — это место удивительной силы и потрясающей, совершенно немыслимой красоты. Удивительный закат с радугой и мелким дождём не помешал, а наоборот только придал этому настроению бо́льших эмоций и бо́льших сил.
15 июля фестивальная программа началась аж в 9 утра. Дело в том, что на фестивале мы всегда организовываем для наших зрителей экскурсии по усадьбам Михайловское, Петровское и Тригорское, и в этом году это не было исключением. Автобусы уже ждали наших зрителей возле гостиниц и турбазы, и безусловно, первое утро было ознаменовано этими самыми экскурсиями.
И соответственно, были проделаны экскурсии по дому-музею Довлатова, так же традиционные для нас и наших зрителей. Они попали в странный, заколдованный, немножко депрессивный, но в то же время любопытный и интересный мир Довлатова, жившего в этом домике, который организаторы фестиваля отреставрировали и создали там музейную экспозицию.
Днем на фестиваль понаехали рокеры. А в час дня 15-го числа пошли уже непосредственно фестивальные мероприятия.
Программу этого дня открывали писатели Александр Токарев и Дмитрий Тарасов, которые представляли свои новые произведения и читали фрагменты из них, а также читали стихи, раздавали автографы и подписывали книги, которые с удовольствием приобретали наши зрители.
Параллельно с этим начала работать выставка «Довлатов в Заповеднике» художника Игоря Шаймарданова. Эта выставка была интересна тем, что она была размещена непосредственно на домике Довлатова, и как мне кажется, очень гармонично сочеталась с этим местом.
Вторая выставка – полная противоположность Шаймарданову – «Искусство петербургской акварели» художника Петра Семёнова, члена Союза художников России. И это была выставка доброты, красоты, которая тоже, безусловно, привлекла большое внимание зрителей.
В 15:30 начались творческие встречи политиков, общественных деятелей и чиновников, которые рассказывали о том, что же происходит в нашей стране сегодня. Первая встреча была с Андреем Никитченко – это экс-глава дирекции фонда развития Крыма. «Как Крым становился российским и стал ли?» – вот такие вопросы лежали в основе этой встрече.
А после него наш политпросвет продлил руководитель Россотрудничества (в ранге федерального министерства) – Евгений Примаков. «Россия и 300 миллионов соотечественников» – о положении русскоязычного населения за рубежом, и о процессе вовлечения соотечественников в орбиту страны. Встречи, как всегда, носили характер большой дискуссии, которая не закончилась и после того, как закончились сами встречи. Зрители долго ещё не отпускали наших спикеров.
В 17:30 началась основная театральная программа нашего фестиваля, которую открыл спектакль – я бы даже сказал, четыре спектакля – «Так возможно, так близко», по произведениям Чехова «О любви», «Дом с мезонином», «Рассказ госпожи NN» и «Шуточка».
Четыре истории о судьбах человека и несбывшейся любви. Представил все свои четыре проекта театр «Цехъ». Надо сказать, что зрители всегда доброжелательны на нашем фестивале, сама атмосфера располагает к этому. Но когда в конце всех спектаклей зрительный зал встал – это было совершенно грандиозно.
Безусловно, театр «Цехъ» в этом году поднял зал. Это была удивительная атмосфера насыщенности и радости.
Казалось бы, после такого тяжелейшего, насыщенного театрального фестивального дня можно было бы уже расслабиться и запустить какие-то проекты лёгкого жанра, но зрителей ждала совершенно обратная ситуация. В 20:30 начался спектакль «Бродский. Retweet», проект «Паша читает».
23 стихотворения Иосифа Бродского сменяют друг друга, следуя сюжету – юность, влюблённость, зрелость, творчество, прощание, одиночество. Это спектакль для музея Иосифа Бродского «Полторы комнаты», но сейчас он играется на разных площадках. На нашей площадке фактически двухчасовое действие держало публику не то, что в напряжении, а в некоем оцепенении. Это нужно было выдержать, и наши зрители это выдержали.
В 22:30 вокруг фестивальной площадки начался фестивальный ужин Тайного общества трезвости
Казалось бы, зрители могли полностью расслабиться, но в то же время на сцену вышел артист, чей талант, я думаю, в будущем будет высоко оценён – это молодой актёр и певец Ярамир, исполняющий как русские романсы, так и песни на татарском языке. Талант высочайшего уровня этого человека, безусловно, сделал последний час нашего фестиваля пиком эмоционального восприятия.
Третий день фестиваля, как и второй, начался с экскурсии по усадьбам Тригорское, Петровское и Михайловское, а также по дому-музею Довлатова.
В 12:30 начались творческие проекты, точнее представления творческих проектов – их представляла детская писательница Кристина Кретова, участница всероссийской книжной ярмарки, а также писатель Андрей Савичев. Помимо этого прошла экскурсия по выставке «Искусство петербургской акварели», и вторая встреча с художником Игорем Шаймардановым.
Д
В 14:00 подошло время очередного политпросвета – «Что будет с Родиной и с нами». На сцене зрительское внимание приковал к себе политолог Сергей Караганов – доктор исторических наук, экс-декан факультета Мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, а также почётный председатель Совета по внешней оборонной политике. Безусловно, политолог такого уровня дал много очень ценной и полезной информации для зрителей, и заставил их задуматься о том, что ждёт нас в будущем.
В 15:00 началась театральная программа фестиваля с моноспектаклем Всеволода Чубенко по мотивам произведений Довлатова – «Химчистка для шпиона». Это вологодский проект, который был представлен на нашей сцене впервые. Честно говоря, мы испытывали некоторые опасения перед показом данного проекта, потому что арт был сделан в некоторой манере экзотического формата. Но тем не менее, наши страхи оказались напрасными – спектакль прошёл на ура и с удивительным накалом.
В 16:30 фестиваль продолжила музыкально-поэтическая программа «Сны белых ночей» лауреата международных конкурсов, поэта, композитора, и исполнителя Александра Волкотруба – «Довлатов в гостях у Пушкина» и «Пульс Бродского» – так звучали названия произведений, которые исполнялись на нашей сцене.
Кто-то может обвинить нас в некой эклектике, потому что мы экспериментируем, и иногда вставляем в программу фестиваля вещи, казалось бы, совершенно не интересные и не любопытные тем зрителям, которые приезжают к нам – и мы каждый раз ошибаемся. В 17:00 началась дискуссия «Хватит ли нефти в России и сможет ли мир перейти на зелёную энергетику». Информацию об этом давал геолог Олег Смирнов. Я просто удивляюсь – люди, которые только что смотрели Довлатова и Чехова, с таким же колоссальным вниманием и интересом пытались понять хватит ли в России нефти.
В 18:00 писатель Валерий Попов, глава Союза Писателей Санкт-Петербурга, рассказал о Довлатове, об оттепели 60-х, о писателях той эпохи, о современной российской литературе и о феномене популярности Довлатова.
Можно сказать – это был моноспектакль.
Н. Захарова – С детства я сюда еще ездила с родителями в Пушкинские горы и сейчас мы тоже приехали отдохнуть, и сейчас мы тоже заехали на фестиваль, потому что мы хотели посмотреть спектакль «Синего сарафана», и нам очень понравилось. Восхитительная атмосфера, я никогда не была под открытым небом на спектакле, и это так здоров, такая атмосфера особенная, очень трогательная. Люди, горящие своим делом. Здесь спектакль такой замечательный, настолько трогательный. И вот эти все декорации, та атрибутика, которая нужная в театре, здесь даже не обязательно настолько актеры погружают в эту атмосферу на природе, природа видимо сама делает эту атмосферу, поэтому очень трогательный спектакль. И главное зрители – я давно такого не видела. Меня зрители трогали чуть ли не больше, чем актеры. Настолько искренне, душевно смеялись. То есть видно, что просто через душу у всех прошло, здорово.
В 19:00 вечер наполнился большим, сложным и многополярным спектаклем «Компромисс» театра «Комедианты» – спектакль о работе Сергея Довлатова в газете «Советская Эстония».
Публика была в полном восторге, а вот организаторам фестиваля пришлось попотеть: такое количество реквизита и такое количество актеров на сцене требовали от нас огромной, совершенно титанической работы по увязке всех задач фестиваля. Но мне кажется, что всё получилось прекрасно.
После окончания спектакля начались творческие встречи в формате тет-а-тет, за столом, за рюмочкой – это началось очередное заседание Тайного общества трезвости. Почему я это называю Тайным обществом трезвости? Потому что общество тайное, и нам приходилось маскироваться. Это время, когда люди общаются между собой, обсуждают только что просмотренные вещи, могут подёргать за пуговицу высоких политиков, великолепных актёров, режиссёров. Поэтому это время чрезвычайно важно для фестиваля – именно здесь возникают новые связи, происходят новые знакомства, и возможно зарождаются новые творческие проекты.
А еще одной особенностью заседаний тайного общества трезвости стало проведение художественных аукционов. Студенты Академии Художества Санкт-Петербурга готовят произведения на довлатовские темы, а «трезвые» заседатели охотно приобретают работы молодых передвижников
На четвертый день фестиваля – это уже был день закрытия – мы с удовольствием посмотрели спектакль «Алёна Чижук» театра «Синий сарафан». Это история о девочке Алёне, чья жизни пролетела с невероятной скоростью. Перед нами проходит почти тридцать лет жизни героини в самых деталях.
Надо сказать, что спектакли в этом году мы отбирали из более чем 50 предложений театральных проектов. Мы беспокоились об успехе данного театрального проекта, потому как он слишком гендерный. Это спектакль ясный и понятный, безусловно, женщинам. Но вот за мужскую часть аудитории мы переживали. Но, конечно, как обычно, напрасно. Спектакль прошёл с большим успехом, невзирая на то, кто его смотрел – мужчины или женщины.
В 13:30 17 июля произошло торжественное закрытие фестиваля, на котором мы поблагодарили наших зрителей, наши театральные коллективы, наших актёров, друзей, а также всех, кто приехал к нам впервые – за то, что они сделали этот фестиваль совершенно атмосферным. Потому что самое главное, по большому счёту, что мы ценим в нашем фестивале – это именно атмосферу. Атмосфера единения с этой удивительной русской природой и с этим творчеством. Это насыщенные дни. Мы видели удивительно радостные глаза людей и это делало нас счастливыми.
:
Фрагменты интервью Ирины Озерской и Марианны Никольской с участниками и организаторами фестиваля
М. Никольская – Что до помощников, то Валерию Костину явно повезло. Его дочь Елена стала продюсером и соорганизатором фестиваля, поддержав дело отца. Мне удалось поговорить с ней перед самым закрытием фестиваля. До этого у нее не было ни секунды свободного времени. На ее хрупкие плечи обрушилась масса организационных вопросов и проблем. Об этом и зашел разговор.
М. Никольская – Фестиваль, который состоялся в этом году, вас удовлетворил? Что по итогам можете сказать?
Е. Костина – Пока что такая сильная усталость и такая требовательность к себе, и я думаю, что этот вопрос лучше задать зрителям, удовлетворил ли их нынешний фестиваль. Потому что я вижу все с другой стороны.
М. Никольская – Вы видите больше недочетов и недостатков, проколы.
Е. Костина – Да, и я пытаюсь это скрыть от зрителей, чтобы им было комфортно. Надо у них спросить получилось ли это у нас.
М. Никольская – Конечно, спросим. А вам спасибо огромное за этот колоссальный титанический труд, который вы на себя взвалили. Не раздумали быть театральным продюсером, организатором фестивалей?
Е. Костина – Такие мысли, конечно, приходят в голову, да.
М. Никольская – Особенно во время фестиваля.
Е. Костина – Да, да.
М. Никольская – Но потом приходит ноябрь, и вы снова начинаете…
Е. Костина – Такой творческий порыв приходит, когда мы ищем спектакли, да. И такое предвкушение следующего года наступает.
М. Никольская – Папа сказал, что вы уже главный продюсер, а он подмастерье.
Е. Костина – Ну это он так шутит, конечно. Опыт у нас совершенно разный. У меня совсем крохотный, а у него гигантский.
В.Костин – Ни чего я не шучу.
М. Никольская – Но ссоритесь по этим организационным моментам?
Е. Костина – Очень ссоримся, очень. Потому что у каждого свое видение, и каждый хочет сделать как лучше. Ссоримся, ругаемся, да.
М. Никольская – Лена, желаю вам все-таки набраться терпения, понимая друг к другу, продолжать это дело вместе, в связке.
Е. Костина – Нет, ну мы ссоримся же как: мы ссоримся не по личным вопросам, ссоримся по каким-то творческим организационным. Конечно, это тяжело, но это такой нормальный процесс. Мы не ругаемся как папа с дочкой, мы ругаемся как два организатора. Это не ругань, это решение вопроса, настаивание на своем. Потому что одному кажется, что так будет лучше, а другому кажется, что по-другому.
М. Никольская – Тем не менее, все равно терпения вам не помешает.
Е. Костина – Да, спасибо.
Толик. Стал случайным героем довлатовского «Заповедника», встретившись на пути писателя к дому дяди Миши.(ныне- дом Довлатова)
Анатолий – Ну, так, помню. Помню как мужик молчун был. Мы с дядькой там нахрюкаемся, а он прислушивался, о чем мы болтаем. В «Заповеднике» в рассказе нарисовано все это. Все то же самое, что и было.
М. Никольская – Читали его?
Анатолий – Я не читал, но так это про себя кое-что посмотрел.
М. Никольская – Только что вас касается.
Анатолий – Да, я так не читал, не особо.
М. Никольская – Вообще его не читали?
Анатолий – Полностью не читал «Заповедник», потому что я не люблю читать.
М. Никольская – Вы удивились, когда потом стали приезжать люди, смотреть на этот домик?
Анатолий – Не-а, не особо.
М. Никольская – Не удивлялись? Жил обычный человек и вдруг стало место паломничества.
Анатолий – Мы когда здесь жили дружили в 1976 году, я, например, не знал, что он пишет книги. Вообще мы про эту тему не разговаривали. Я только в 1990 году узнал. Тут приезжали с какого-то канала ребята, мне книжку подарили, этот «Заповедник». Вот тогда я только и узнал, что он писатель, вот.
М. Никольская – Прославился Анатолий Викторович тем, что…
Анатолий – Да, Сережа меня прославил.
М. Никольская – Тем, что он помочился деловито с крыльца.
Анатолий – А было такое. Они с женкой идут, с женой, а я стою тут. И вот они там – не знают, что делать, то ли назад, то ли вперед. А в деревне только так, а как еще? А вы откуда? С Ленинграда?
М. Никольская – Да.
Анатолий – О, зато дожди идут каждый день. Как с Ленинграда кто приезжает – так дождь.
М. Никольская – Привозим?
Анатолий – Это сто процентов, я заметил это. Как ленинградцы – так жди дождя.
М. Никольская – А как относитесь, что вот сюда очень много народу стало приезжать? Мешают вам посторонние люди?
Анатолий – Не-а, нет.
М. Никольская – Вам веселее, когда приезжают?
Анатолий – Да и пусть ради бога. Народу надо где-то отдыхать, ну, куда они. Половину в Турции что ли поедут? Всем в Турцию не попасть. Кто-то сюда приедет посмотрит, походит, погуляет по природе этой. Народу надо где-то отдыхать.
М. Никольская – Ладно, спасибо, Анатолий Викторович.
И. Озерская – На мой взгляд, опыт был вполне успешным как для зрителей, так и для самих выступающих. Спектакль «Компромисс», поставленный молодым режиссером Глебов Володиным по повести Довлатова, привез петербургский театр «Комедианты». А после показа художественный руководитель и директор театра Михаил Левшин рассказал мне о своем восприятии Сергея Довлатова.
М. Левшин – Вы знаете, материал каждого вида искусства – свой. У литературы – это слово, у театра – это живой артист, в живописи – краска, и так далее. А у него этот материал, он не отдельный – это часть какой-то личности необыкновенной Сергея Донатовича. Вырастает за этим фигура, вырастает какое-то особенное отношение к жизни. Такой персонаж, он какой-то особый для меня человек, где его творчество – это его роль. Не профессия, не какой-то вид деятельности, как у Льва Николаевича Толстого. А это как будто герой какой-то пьесы, который необыкновенно остроумно, парадоксально осмысляет мир и делится в своих произведениях, как будто разговаривая со мной каким-то монологом из написанной огромной пьесы под названием «Жизнь Сергея Довлатова».
И. Озерская – Этот спектакль, как его воспринимает публика обычно?
М. Левшин – Есть простой критерий – покупают билеты, не уходят во время спектакля, принимают хорошо, и мы его играем. Он востребован. «Компромиссов» в Петербурге больше нет, только у нас. Есть другие спектакли по городу довлатовские, «Компромисс» только у нас.
И. Озерская – Вы впервые здесь на фестивале, да?
М. Левшин – Знаете, здесь такой парадокс, что сначала приехали как военно-полевой роман. Непонятно как играть, что, где, публика, бесконечно кто-то поет, на сцене во время нашей репетиции лекция какая-то, мы попали в какую-то бесконечную культурную тусовку из спектаклей. В этой ситуации казалось даже, может быть, лишним. Я говорю: «Давайте я вам расскажу о творчестве Довлатова» и все разойдутся. Но потом оказалось, что все страхи были напрасны. Особая атмосфера, намоленное место Пушкиным, Довлатовым. Счастливы, спасибо. Мы рады, что мы здесь оказались. Это великое прекрасное начинание – фестиваль Довлатова. Особая совершенно атмосфера, воздух напоен начиная с Пушкина и включая Довлатова. Оказывается, остаются какие-то флюиды тайны, я чувствовал ее, и они тоже, и люди, пришедшие тоже были в этой атмосфере. Здесь такой оазис культурный, не ожидал, что такое будет.
И. Озерская – То есть вас еще ждать на следующем фестивале?
М. Левшин – Мы уже говорили, да. У нас есть задумка сделать пушкинский спектакль «Капитанская дочка» и может быть с ним приехать на фестиваль. Вот такие есть радужные надежды.
И. Озерская – Еще одним большим спектаклем, привезенным на фестиваль, была постановка «Так возможно, так близко» театра «ЦЕХЪ. Это инсценировка четырех рассказов Чехова – «О любви», «Дом с мезонином», «Рассказ госпожи NN» и «Шуточка». Четыре истории о человеческой судьбе, о несбывшейся любви. Это удивительно грустный и нежный спектакль с интересными костюмами, необычными декорациями и прекрасным актерским ансамблем. Рассказывает режиссер спектакля Виктор Бугаков.
В. Бугаков – Наш спектакль, он чеховский, но с пушкинскими мотивами. Мы так назвали спектакль, строкой из «Евгения Онегина – «Так возможно, так близко» – потому что это тема рассказов, которые мы взяли за основу инсценировки. Рассказы о неслучившейся любви. Это когда момент возможного счастья был очень близко, и что-то в этой жизни не случилось. И мы не нашли лучшего названия, чем вот эта строка пушкинская. И таким образом возникла необходимость еще какие-то пушкинские мотивы в спектакль внедрять. Там внимательный зритель заметит, что там есть в какой-то момент и цитаты из «Евгения Онегина» Чайковского. Ну и вообще, как сказал Толстой, что Чехов в литературе русской – это как Пушкин, только в прозе. Неточная цитата, но она такая. Мне кажется, что довлатовский фестиваль, он же проходит здесь в пушкинских местах, и это все же пушкинский заповедник, о котором Довлатов писал. И мне кажется, что Чехов и Довлатов пересеклись здесь через Пушкина в данном случае.
У нас получилась довольна пленэрная история, очень много в наших рассказах природы, каких-то таких стихий природных, ощущений – ветер, дождь, снег. И этот спектакль, его нужно было сыграть где-то на природе и поэтому неслучайно возник этот довлатовский фестиваль в биографии этого спектакля, потому что он проходит под открытым небом.
И. Озерская – Спектакль вообще чудный, мне очень понравился. Я даже нашла какие-то параллели, что в общем-то хоть Довлатов и иронично писал, но тоже с грустинкой. Так же, как и вот здесь в рассказах Чехова и вот в этих спектаклях.
В. Бугаков – Думаю, что да. Довлатов и Чехов в этом плане похожи в такой иронии и грусти, и такой какой-то медицинской правдивости в своих произведениях.
И. Озерская – Как-то повлияла ситуация, когда шел дождь во время спектакля, потом вышло солнце?
В. Бугаков – Конечно. Когда ты выходишь из четырех стен на природу, то здесь нельзя не учитывать всего того, что происходит вокруг. Любое какое-то дуновение ветра, или дождь пошел, или солнце, действительно, вышло – это сразу предлагаемые обстоятельства внутри спектакля. И, конечно, мы с артистами об этом договорились. О том всё, что будет случаться, брать это в обстоятельство, как-то с этим взаимодействовать, не пропускать это, не игнорировать. Поэтому – природа! За спектакль несколько раз поменялась погода – то солнце выглянуло, то вдруг сгустились тучи, дунул сильный ветер, помрачнело все, то вдруг снова выглянуло солнце. Погода несколько раз менялась и вместе с этим на самом деле менялось и настроение у артистов, и они это брали в обстоятельства.
[Кусок спектакля 19:39–20:29]
И. Озерская – Вы читали Довлатова, я уверена. А ваше личное отношение, как человека творческого, к его произведениям?
В. Бугаков – «Заповедник» я читал и у меня есть любимый рассказ – это «Компромисс». Конечно, это масштабная фигура в нашей литературе. Да, это и ирония, и очень яркие персонажи, и как-то мне кажется, что у Довлатова в его произведениях очень интересно отразилась эпоха.
И. Озерская – Но пока вы еще не думали ставить по Довлатову что-то?
В. Бугаков – Может быть это и будет возможно когда-нибудь в этой жизни, но для этого нужно, конечно, очень много потрудиться внутренне и найти точки соприкосновения личностные с этим автором.
И. Озерская – Какие планы у театра «ЦЕХЪ» вот сейчас? Что ожидать?
В. Бугаков – Хороший вопрос. Я сейчас начал репетировать как режиссер один спектакль, но я пока что держу в тайне.
И. Озерская – Сглазить боитесь.
В. Бугаков – Да, боюсь сглазить.
И. Озерская – Но хотя бы на пьесу русского драматурга?
В. Бугаков – Русского писателя.