29 октября на театральной площадке «Скороход» состоялась премьера проекта, целью которого было развитие новаторских и экспериментальных направлений в искусстве. Сегодня мы публикуем отзывы наших зрителей на увиденное .
Конфликт — двигатель сюжета. Но , каким бы конфликт не был острым, он еще и двигатель развития. В театре, так же как в жизни. Консерватизм все время конфликтует со всевозможными футуризмами, акмеизмами, абсурдизмами и формализмами. И это хорошо. Консерватизм в конечном итоге побеждает, но выходит из этих схваток обновленным и свежим, иначе он просто на просто превратился бы из консерватизма в тухлятизм. Просто протух бы в своем застое. Новаторство в театре иногда завоёвывает себе место под софитами , иногда нет. И как бы не было новаторство абсурдно, нелепо, недостойно, главное чтобы это новаторство было талантливо. Чтобы было нескучным , чтобы заставляло зрителя погружаться в мир, созданный художником. Новаторство должно быть готово к тому , что далеко не все его примут. Оно многим будет не нравится. Ведь человек консервативен по своей сущности. А театральный зритель консервативен вдвойне. Ибо в наше время и сам театр как социальный институт консервативен сам по себе . Вот и ищут режиссеры и сценаристы новые формы и новые измы, выплёскивая из купели и ребенка. Увиденное мной на сцене «Скорохода» 29 октября , можно отнести к жанру видео спектакля. А что? Есть же радиоспектакли, почему бы не быть видеоспектаклям? Не в том смысле, что это был спектакль отснятый на сцене. Нет. Этот спектакль был изначально задуман только как видео спектакль, но показан на сцене со всеми сценическими атрибутами. С занавесом, кулисами, маркизами и даже декорациями. А ведь недаром мы раньше называли, да и сейчас называем здания кино – кинотеатрами. Вот именно кинотеатр и создает творческая группа Валерия Костина.. Хотя…. То, что я увидел и к жанру видео и кино спектакля отнести нельзя. Вся картинка — это компьютерная графика. Все что мы видим — создано руками компьютерных художников. Все, включая и самих действующих героев. Так. И где же здесь театр? Мульт спектакль получается. Так, да не совсем так. Во-первых, героев создавали не только художники, их создавали актеры. Но актеры не перевоплощались в своих персонажей, а управляли ими. Как актеры кукольного театра. Вот именно все компьютерные персонажи это огромные куклы, движения которых и мимика и конечно голоса созданы и управляются актерами. А это уже настоящий театр. Просто, куклы не реальные, а компьютерные. Как мне объяснил режиссер проекта Валерий Костин, перед ними не стояло задачи создать спектакль. Их официальной задачей было развитие новаторских и экспериментальных направлений в искусстве. И они идут именно в этом направлении. И конечная цель – создать проект, в котором актеры- кукловоды играют за сценой, а их компьютерные куклы – не сцене. Зачем? А зачем существует кукольный театр? Зачем вообще существует искусство? Оно существует с одной целью — зарождать в наших душах яркие эмоции. Создавать художественное впечатление. Представляете какое художественное впечатление будут производить фантастические существа , свободно перемещающиеся по сцене (эффект голографии) и играющие в спектакле наряду с живыми актерами. А какие возможности будут у режиссера, если он сможет вывести на сцену точную копию актера, изображающую внутренний мир героя. Валерий Костин говорил перед началом спектакля о виртуальном мире будущего, куда переселится человек и его проект –это подготовка к встрече с искусственным интеллектом, существом почти божественным. Метафизическая суть проекта мне не интересна, да и зритель совершенно не видит там ни какой метафизики, но, может потому, что темой этого года была выбрана легкая, я бы сказал даже развлекательная история. Мы видели по сути своей не спектакль, а шоу-кабаре. Легкий эстрадный жанр, выполненный и показанный средствами самых современных технологий. Победит ли технологизм театральный консерватизм, я не знаю. Но то, что обновит и обогатит – это точно.
Виктор Тумановский
Я не согласен с тем, что театр – это здесь и сейчас. Радиоспектакли были всегда и будут всегда. Телевизионные спектакли есть и будут. А теперь, спектакли с компьютерной графикой. Именно такой спектакль я посмотрел в «Скороходе». Режиссер Валерий Костин. Компьютерная графика — Алексей Шадрин. Драматургия Елены Костиной.
Что это было по жанру? Это была программа кабаре. Если бы все это действие шло в зале со столиками, было бы абсолютно органично. В театральном зале выглядело бы вызывающе. На площадке «Скорохода» — вполне допустимо. Номера подобраны идеально. К репризам ведущих вопросы есть. По мне так перебор. Проскальзывает пошлость. Хотя и Хармс слегка утомил. И к самим ведущим есть вопросы. Декоративные арки с красными лампами отсылали нас к классическому пространству французского кабаре, но при этом, почему-то, один конферансе был одет в нелепый пижамный костюм, другой в демократический джинсовый, а третий, как мы поняли из текста, мужчина одет был в женское платье. Вот это явный стилистических промах создателей. Господа, стиль нужно держать. Стиль! Уж если кабаре – то конферанс в смокингах и даже в цилиндрах, а ни как не в пижамах. Теперь о самих номерах. Та же стилистическая неряшливость. Уж если вы задали планку на схожесть ваших персонажей с их прототипами , то и держать эту планку нужно всю программу. Узнаваем Боярский, Меркьюри, Панфилов, Киркоров Леонтьев и Розенбаум. Харламов и Путин. Но тогда почему совершенно не узнаваемы Евгений Леонов, Аркадий Северный и парень из белорусского стендапа ?. Почему одни персонажи абсолютно человекообразные, а другие мультипликационные? Это не правильно. Мне, кстати, понравились как раз мультипликационные решения больше, чем, просто, похожие персонажи на своих живых прототипов. Хотя публике, как раз, нравились больше узнаваемые, судя по реакции зала. Что касается оформления сцены в номерах, то разнообразие здесь, скорее, порадовало. И разнообразия «задников» было вполне достаточно. Иных дополнительных декораций было и не нужно. Вообще хочу отметить гигантскую проделанную работу. Полтора часа анимации на главной сцене и еще полтора часа на вспомогательном экране с крупными планами. это гигантский труд. Несколько десятков персонажей, Анимированных! Танцы, диалоги, Анимация мимика, практически полный синхрон мимики . Это вам не мультик с героями , что шевелят губами даже когда молчат. Это точное попадание в текст. Очень неплохая анимационная пластика. Я уж не знаю, сколько на это ушло времени у создателей, по мне так и за год такое не сделать. Хотя недостатки есть. Опять –неряшливость. Иногда гитара впивалась в ногу гитариста, разрезая эту ногу пополам. Иногда рука поэта пробивала стену, порой барабанщики не попадали в барабаны. Но это, безусловно, болезни роста. Зато световые решения были безукоризненные. Персонажи выглядели объемными , тени работали великолепно , придавая большую реалистичность происходящему.
Что можно пожелать авторам? Только одного – стремиться к совершенству. А что я понимаю под совершенством? Очень многое.
Нужно:
Создать серию своих персонажей – артистов СВОЕГО компьютерного театра, а не создавать пародии или копии известных артистов
Создать собственную площадку
Собрать труппу живых актеров, которые в реальном времени будут управлять сценическими компьютерными персонажами.
Выходить в свет с новой программой каждую субботу.
Михаил Скопа
Я люблю театры . Люблю атмосферу таинства. Шуршание сумочек. Тихий шепот. Гулкий шум . Покашливания. И наконец — затишье. Тишина. И ты уже не в театре, а в мире смеха, слез, радости и горя. Я не могу сказать что «Кабаре» Валерия Костина погрузило меня сразу в мир компьютерных персонажей. Собственно авторы и задачи такой не ставили, я так думаю. Это была эстрада. С прекрасным конферансом, в котором органично смешались шутки на грани фола с абсурдными репризами из Даниила Хармса. Кстати сразу хочу отметить великолепную подачу актеров, создавших персонажей конферанса. Эпатажная почитательница Хармса, Круглолицый толстяк-весельчак Аватар Айклонович, Худощавый интеллигент. Вместе они органично создали образ высококлассного ведущего. В танцевальных номерах обрадовала пластика и композиция. Особенно толстый растаман, вытанцовывающий под песню Боба Марли. Оригинально и смешно решён номер с Фредди Меркьюри. Где Фредди и два его двойника предстали перед зрителями в эпатажном виде. Ностальгически прозвучали песни в исполнении Утесова и Аркадия Северного. Последняя ,хоть и повествовала о событиях столетней давности, была очень актуальна. Несомненным успехом был номер с поэтом. Костин изобразил самого себя в окружении дам. Ироничные памфлеты в стилистике мюзикла «Нотр Дам де Пари» в исполнении нарисованных кукол Розенбаума, Леонтьева и Киркорова. Пикантен Гарик Харламов с двойником Путина. Все это было сделано на высшем уровне. По крайне мере значительно более эффектно, чем программы с аватарами на НТВ. Хочется отметить работу драматурга. Репризы и великолепно подобранный материал номеров задавали тон спектаклю. Что касается формы подачи, а именно, использование компьютерной графики вместо человеческого общения актеров и зрителей , тут мне трудно что либо сказать. Можно сказать лишь то, что мир стремительно скатывается в цифру. Хорошо это или плохо рассуждать бессмысленно, потому как это неизбежно. Книги на планшетах, друзья в соц. сетях, совещания в зумах, это неизбежно и ни что этому уже не может противостоять. Так чем же театр отличается от всего мира? Театр не может от этого отгородиться. Значит и проникновение новых технологий на сцену – явление неизбежное.
Константин Филин