#довлатовские места

09Сегодня мы расскажем Вам о легендарном кафе, которое располагалось в доме номер 49 на Невском проспекте в Ленинграде.Сайгон 80-е

Это кафе – «Сайгон», которое постоянно посещали И. Бродский, С. Довлатов, И. Смоктуновский, Е. Михнов, Б. Гребенщиков, В. Цой, М. Науменко, К. Кинчев, Ю. Шевчук, М. Шемякин, Е. Рейн, А. Васильев и многие другие.

Однажды милиционер зашел в кафе между Невским и Владимирским и воскликнул: «Что вы тут устроили? Это же какой-то Сайгон!». Так название и прижилось.

06

Сергей Довлатов вспоминал о “Сайгоне”: “Ну что „Сайгон”… Грязноватое кафе в центре Питера, на углу Невского и Владимирского проспектов, со странной богемно-уголовной публикой, где встречались, пили кофе и портвейн, обменивались новостями, читали стихи. Юный лопух, случайный посетитель (сам был из таких) мог заметить только это. Но для своих, для посвященных (тут должны были совпасть не только место, но время и поколение) „Сайгон” был непрерывно творимой легендой, продолжением петербургского мифа (у „них” — салон Волконской или башня Вяч. Иванова, у нас — „Сайгон”), символом второй настоящей культуры, оказавшемся, как по заказу, напротив — на расстоянии Литейного — официальных цитаделей: кагэбэшного Большого дома и ленинградского Дома писателей.»

«Сайгон» – знаковое место для нескольких поколений. С нами поделилась воспоминаниями Виалета Границкая , которая родилась в 1963 году и застала поздний период кафе «Сайгон».

— Я занималась на фортепиано во Дворце пионеров. Бабушка забирала меня из садика, наверное, до обеда. Поэтому перед занятиями надо было меня покормить. Наш путь проходил сначала по Литейному проспекту, потом по Невскому, во Дворец пионеров. На углу Невского и Владимирского было это кафе. При подходе к нему я замечала непохожих ни на кого людей, с длинными волосами. Они мне были интересны своей необычной внешностью. Когда мы заходили в это кафе, таких людей становилось еще больше. Бабушка брала мне чашку бульона. Мы подходили к высокому столику, до которого я едва доставала, все столы в этом кафе были на высоких ножках. Не знаю почему, но абсолютно точно помню большого человека с собакой , которого моя бабушка называла — «бедолага Довлатов»

Через 10 лет я вернулась в это место, уже для общения с «неформалами». Это было место встречи, место общения.  Там собирались хиппи, мы разговаривали о многом: о своих проблемах, о книгх,о предстоящих рок концертах. Но большого человека «бедолагу Довлатова» и его собаку я больше не видела.
Помню буфетчицу Аллу. Она всегда курила «беломорину», у нее был хриплый голос. Но варила она только настоящий кофе, не обманывала. Все старались, попасть в очередь именно к ней. Она общалась с посетителями и была не похожа на других советских буфетчиц.
В этом кафе мы находились в своей среде, у нас были одинаковые мысли. Нам хотелось быть непохожими на массу.
«Сайгон» был знаменит своим кофе. В 60-е годы по солнечной стороне Невского гуляли группы веселых, ярко одетых, людей. Прохаживались они по так называемому «Бродвею» и часто заходили в кафе на углу проспекта. Внутри кафе была высокая стойка, за которой и делали кофе. Знатоки вальяжно облокачивались на стойку и шептали буфетчице: «Маленький двойной».
Давно в доме 49 нет «Сайгона». Теперь там презентабельная гостиница.Но в ней есть бар, в котором до сих пор подают «маленький двойной».
Недавно, 6 апреля, в этом баре открылась выставка, посвященная памяти легендарного кафе. Мы побывали на этой выставке и вы можете увидеть несколько фотографий.

08

07

Посетители Сайгона (фото Андрея Белле)

Фото Андрея Белле.

Фото Андрея Белле.

Фото Андрея Белле.

Фото Андрея Белле.

Фото Андрея Белле.

Фото Андрея Белле.

Фото Андрея Белле.

Фото Андрея Белле.

Фото Андрея Белле.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.